Моше Юнаев, председатель еврейской общины Чеченской Республики
— Вот уже 800 лет как горские евреи живут бок о бок с народами Кавказа. Их объединяют не только хорошие добрососедские отношения, но и большая схожесть в традициях, обычаях, и главное — вера в Единого Всевышнего. Особенно теплые и добрососедские отношения евреи Кавказа поддерживали с жителями Чечни.
В начале XVIII века в Чечню начали приезжать евреи, торговали кожей и не только, начали там понемногу оседать, и уже к середине XIX века в городе Грозный сформировалась крупнейшая община горских евреев на Кавказе. Не даром у чеченцев есть пословица: война начнется, когда последний еврей покинет Чечню, а мир — когда евреи начнут возвращаться в республику.
Прошел год с тех пор как функционирует еврейская община Чечни. С чем столкнулась еврейская община? Перед приездом в Чечню все кому не лень предупреждали нас: не надо туда ехать, там творится что-то страшное, там опасно, о евреях уже давно забыли и никому они там не нужны. Приехав в Грозный, мы увидели отстроенный, современный, цветущий город, в котором мир и покой, где уж тем более нет никаких поводов для страха и беспокойства. И это относится ко всей Чеченской Республике. Сегодня это то место, где любой человек, независимо от цвета кожи, религиозных убеждений и национальности, может жить и не бояться за свою безопасность. Неизмеримый вклад в этот мир внес глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, за который мы все ему очень благодарны.
А теперь насчет забытых евреев: нет в республике ни одного взрослого человека, который бы не напомнил нам о том историческом факте, что во время депортации чеченского народа чеченцы оставляли ключи от домов, золото, ковры чеченским евреям, а когда вернулись из ссылки, нашли свои дома и имущество в целости и сохранности. Ни один еврей не вошел в чеченский дом — наоборот, оберегали имущество своих соседей. Ну, это в прошлом… А в настоящем нет такой двери в руководстве республики, которая не открылась бы перед нами, и что самое удивительное, большие начальники в свободное от работы время, по вечерам, звонят нам, чтобы поинтересоваться состоянием дел и предложить от себя лично какую-то помощь в тех или иных общественных вопросах.
В настоящее время мы приводим в порядок кладбище, завершаем работу над проектом и начинаем строительство синагоги, налаживаем мосты с евреями — выходцами из Чечни, чтобы те не боялись навещать могилы отцов и не опасались показывать подрастающему поколению свою этническую родину.