{{$root.pageTitleShort}}

Махачкала стоит. И тонет

На один из крупнейших городов Северного Кавказа обрушились все напасти сразу: сначала он фактически остался без общественного транспорта, потом был затоплен ливнем. А еще в городе отключили воду
1730

С вечера пятницы водители маршрутных такси — главного вида общественного транспорта в Махачкале — проводят забастовку, требуя отсрочить регистрацию газового оборудования, и практически не возят пассажиров. В воскресенье, словно мало было махачкалинцам проблем, небо добавило еще: хлынул ливень, превративший улицы в реки и усугубивший транспортную проблему. По данным синоптиков, за сутки выпала месячная норма осадков, и дождь продолжается. На решимости водителей отстаивать свои интересы это, правда, никак не отразилось. То, что происходило в первый рабочий день недели с транспортом Махачкалы, в мэрии называют просто: это коллапс.

Маршруток нет, такси заняты, троллейбусов не хватает

— Я живу в поселке Новый Хушет, а работаю в центре Махачкалы. Сегодня вышла на работу на 40 минут раньше — знала, что маршруток нет и добираться будет трудно. До таксистов дозвонилась, но все были заняты. Стояла на остановке минут тридцать, нас там было полсотни человек. Такси проезжали полные, — так начался рабочий день у жительницы Махачкалы Медины Селимовой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Служба спасения от непогоды
Артур Кларк предсказывал, что в наши дни человечество установит контроль над погодой. Будущее потихоньку наступает: на Кавказе уже научились вызывать дождь, разгонять туман и отменять заморозки

Медину в конце концов подвез знакомый — иначе с окраины до центра не добраться, пешком дойти невозможно, слишком уж это далеко. От того же Нового Хушета до центральной части Махачкалы — более 10 километров.

— Кстати, многие, кто выезжал в город на своей машине, брали попутчиков на остановках, особенно детей и женщин, — рассказывает она. — Троллейбусов в городе мало, автобусов вообще нет, основную часть пассажиров обычно перевозят маршрутки. Но сейчас по городу ездит только малая их часть — те, которые работают на бензине.

Справедливости ради надо сказать, что автобусы в городе все-таки есть — но их мало. Как недостаточно и автобусных и троллейбусных маршрутов. Поэтому главный транспорт здесь — это маршрутные такси, и если водители маршруток не вышли на работу — это все равно что в Москве закрылось метро.

«С нас требуют какой-то документ»

В обычные дни, по данным мэрии, в городе работают примерно 2 тысячи водителей маршрутных такси, в основном частные предприниматели. Большинство уже давно переоборудовали свои машины на газ, причем нелегально — так дешевле. Но с этого года в России такую переделку автомобиля, тем более пассажирского, обязательно нужно вносить в техпаспорт.

Чтобы это сделать, говорят в Независимом профсоюзе предпринимателей и водителей Дагестана, махачкалинским маршруточникам требуется пригнать свою машину в Москву или Санкт-Петербург в специальный сервис: в самой республике и в соседних регионах таких центров нет. В сервисном центре должны проверить машину и выдать ту самую справку о разрешенном газовом оборудовании. По данным профсоюза, процедура эта стоит от 10 до 20 тысяч рублей и занимает минимум две недели.

— Никогда не было такого, чтобы гаишники на газовое оборудование документы спрашивали. Поставили и работали. А сейчас с нас требуют какой-то документ, — говорит Асад, работающий на маршруте «4А», одном из самых популярных в городе. — У тех, кого останавливают несколько раз, аннулируют номера, и работать потом уже нельзя. Мы не вышли на маршрут, чтобы нам дали работать нормально. Если нас остановят, номера снимут, куда мы пойдем? Нам жалко людей, пассажиров, которые никуда по делам не могут поехать, но что нам делать?

Комментарий ГИБДД в течение сегодняшнего дня получить не удалось.

«Это саботаж»

В понедельник к забастовке присоединились и другие города республики: Буйнакск, Кизилюрт, Хасавюрт, сообщили порталу «Это Кавказ» в Независимом профсоюзе предпринимателей и водителей Дагестана.

— Водители выходят на работу, но никуда не едут — просто стоят в начале своих маршрутов. Насчет пикетов им было сказано, что без разрешения властей такие акции чреваты ответными действиями. Поэтому ни митингов, ни пикетов нет, — говорит руководитель профсоюза Исалмагомед Набиев.

По его словам, еще в июле профсоюз отправил руководству республики письмо о том, что существует проблема, и она может вылиться в конфликт с водителями маршруток. Но реакции, как говорит профсоюзный лидер, не последовало.

— Еще одна причина забастовки — проблема со страхованием ОСАГО. Ни одна структура в республике не страхует водителей маршрутных транспортных средств. Отказывают по надуманным причинам. Приходишь к ним, а там то бланков нет, то еще чего-то. Это какие-то согласованные действия всех страховщиков. Мы говорим: дайте нам письменный отказ в страховании, чтобы мы могли обратиться в прокуратуру. Не дают. Это саботаж какой-то, — возмущается Исалмагомед Набиев. — Ко мне приезжают водители, и я им всем объясняю, что надо повременить: министерство транспорта вроде бы начало что-то делать. Но они говорят, что будут бастовать, пока проблема не решится.

Мэрия обещает помочь водителям

По данным мэрии, из двух тысяч маршруточников легально оформили переоборудование лишь 10%. Примерно у трети газовые баллоны сняли по решению ГИБДД, и теперь они ездят на бензине, остальные — нелегалы на дорогах.

— Все автобусные и троллейбусные парки работают в авральном режиме, — говорит начальник отдела организации транспортного обслуживания населения Махачкалы Кирилл Лебенко. —  Но они не справляются с пассажиропотоком. Это особенно неприятно в такую погоду. Это коллапс.

Лебенко утверждает, что те водители маршруток, которые ездят на газе легально, подвергаются давлению со стороны своих менее законопослушных коллег.

— Водители, которые не то что бы против, но в свое время не сделали эту регистрацию и этим своим бунтом пытаются обратить на себя внимание, просто саботируют работу других водителей. Были случаи на этих выходных, когда разбивали лобовые стекла и зеркала. Догоняют на машинах, прижимают маршрутку с пассажирами, угрожают водителю, высаживают людей. Так не должно быть. Это какая-то провокация.

Тем не менее, ни в профсоюзе водителей, ни сами водители факт такого давления не подтверждают.

— В апреле представитель республиканской госавтоинспекции в одном из интервью дал отсрочку водителям по срокам регистрации газового оборудования для всех машин, в том числе и маршруток. Этого человека уволили. Но так как эти слова были сказаны, все это затянулось на полгода. Сотрудники ГИБДД должны были проводить беседы с водителями, должны были их наказывать своевременно, — рассказывает Лебенко. Комментарии ГИБДД, как уже упоминалось, пока получить не удалось.

По словам Лебенко, мэрия ведет переговоры с одной из московских компаний, которая сможет оказывать услугу по регистрации газового оборудования за цену ниже сегодняшней и быстрее. И так, чтобы водителю не приходилось самому бегать по инстанциям и собирать бумаги.

Если бы только транспорт

Стоит отметить, что здесь упомянуты далеко не все даже сугубо транспортные проблемы Махачкалы. Например, в эти «дни забастовки и непогоды» махачкалинцы неоднократно жаловались в соцсетях на неработающие светофоры, что для большого города критично даже в хорошую погоду. Но транспортом проблемы не ограничиваются. О масштабах обрушившихся на город бедствий говорит хотя бы тот факт, что совещание комиссии по чрезвычайным ситуации в мэрии прошло сегодня даже не в связи с отсутствием транспорта или затопленными улицами, а по более серьезной причине: значительная часть Махачкалы уже неделю без воды (речь не о горячей — об обычной холодной) и еще неделю без нее пробудет, потому что идет ремонт идущего в город водовода.

С водой в кранах и на улицах все более или менее понятно: водовод будут ремонтировать еще неделю, а дождь, скорее всего, закончится еще раньше. Неясно, что будет с маршрутными такси — сроки забастовки и ее итог пока предсказать трудно.

Александра Захарова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка