{{$root.pageTitleShort}}

Закон о российской нации установит приоритет гражданской идентичности и систематизирует права этносов

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
8 декабря 2016, 20:33

Эдуард Уразаев, экс-министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана (2006−2008 гг.), журналист

  • Президент России Владимир Путин на заседании Совета при главе государства по межнациональным отношениям одобрил идею принятия закона о российской нации.

— Острота дискуссии вокруг возможного принятия закона связана с терминологическим разнобоем, поскольку понятия нация, народ, народность, национальность и этнос понимаются и используются в одних случаях в одинаковых смыслах, а в других — в разных.

В мировой политологии и юриспруденции нация четко определяется как гражданская общность, каждый член которой связан отношениями с определенным государством, со всеми установленными в нем правами и обязанностями. У нас же понятие «нация» часто употребляется в смысле этноса, а «национальность» — как идентификация с этносом, то есть с сообществом, объединенным по признакам общей истории, культуры, языка. Поэтому одни восприняли эту инициативу как попытку ускорить ассимиляцию этносов и минимизировать этническую идентичность и ее проявления, а другие — как непонимание важности общегражданской идентичности и единства перед лицом внешних и возможных внутренних угроз.

В связи с этим я вижу целесообразность закона, так как, во-первых, он позволит преодолеть терминологический разнобой, расплывчатость и демагогию в сфере этнополитики. Во-вторых, поможет расставить акценты, отдавая приоритет гражданской идентичности перед этнической, государственных интересов перед коллективными этническими. В-третьих, позволит расшифровать принцип «единство в многообразии», систематизировав права таких сообществ, как этносы, в политической, экономической, социальной, культурной и языковой сферах. В-четвертых, распределит полномочия и ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов в проведении государственной политики межэтнического регулирования.

В то же время я против намерений авторов вложить в закон идею создания российской нации как цель государственной политики (это есть в «Стратегии нацполитики») и предлагаю ограничиться изложением ценностей гражданства суверенного, правового, демократического и светского государства.

Логично, что Владимир Путин 6 декабря, несмотря на критику, включил в список поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям задание представить до 1 августа 2017 года предложения о подготовке «проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа РФ (российской нации)». То есть оставлена возможность выбора между статусом закона или указа президента РФ по этому вопросу, а также по его названию.