{{$root.pageTitleShort}}

Эксперты: обучение в школе на двух языках поможет сохранить языки малых народов РФ

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
6 октября 2017, 18:35

Эксперты предлагают несколько путей решения проблемы незнания национального языка — от создания школ с национально-языковым уклоном до повышения качества преподавания в рамках существующих программ.

Как отмечают специалисты, число россиян, которые не знают своего национального языка, неуклонно растет. Для решения этой проблемы глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Игорь Баринов на форуме-диалоге «Языковая политика: общероссийская экспертиза» 3 октября предложил вести занятия в начальной школе на двух языках.

Нововведение потребует затрат

Помешать быстрому созданию условий для преподавания родного языка может нехватка учебных материалов, считает директор Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук имени Ч. Ахриева Нина Барахоева.

«Сегодня этот вопрос активно поднимается, анализируется и актуализируется в субъектах РФ, в некоторых уже ввели преподавание на национальных языках ряда предметов в первом и втором классах. В ракурсе национальной политики российского государства, ориентированного на возрождение национальных языков, культур и традиций, наверное, это нужно и правильно. Но, думаю, сегодня не все субъекты к этому готовы. Я представляю Ингушетию, например, мы не готовы запустить сейчас такой процесс», — рассказала Барахоева ТАСС.

Она пояснила, что для преподавания в начальной школе на национальных языках необходимо тщательно подготовить учебную базу. «Необходимо подготовить учебники по всем дисциплинам на родных языках, что нелегкое дело и затратное тоже. В перспективе это возможно», — добавила директор института.

Национальные школы

По мнению заведующего отделом литературы Института языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра РАН Малика Гусейнова, вопрос сохранения национальных языков актуален, прежде всего, в городах, где многие уже на них не говорят. «В Махачкале очень много молодежи, которая не знает родного языка. Безусловно, в сохранении языка, традиций и культуры огромная роль отводится семье, но без поддержки государства эту проблему не решить. Мы можем потерять языковое многообразие страны, и преподавание в начальной школе на национальных языках — одна из мер по его сохранению. Психологами давно доказано, что обучение надо начинать на родном языке и проводить на нем хотя бы первые два года, а затем вводить другие языки», — сказал он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Отвечает за слова
Дагестанский программист Заур Агамов работает в Дубае — создает боты для крупных компаний. А в свободное время спасает от забвения исчезающие языки. Если вы носитель — присоединяйтесь

Гусейнов выразил мнение, что необходимо создавать также школы с углубленным изучением языков малых народов. «Есть ведь школы с углубленным изучением английского языка, по этому примеру можно создать, например, с уклоном аварского, даргинского языков», — отметил он.

Директор расположенной в Карачаево-Черкесии Специальной астрофизической обсерватории РАН Валерий Власюк назвал интересной идею создания специальных школ, где будет более углубленное изучение национальных языков или преподавание на них.

«Думаю, можно создавать специальные школы, где будет преподавание на национальных языках, и родители будут решать, какая школа нужна их детям. Нужно создавать возможность для выбора. Если говорить о начальной школе, мне кажется, на национальных языках нужно преподавать часть предметов, которые важны с точки зрения сохранения идентичности — родные языки, литература, история родного края, а точные науки лучше изучать на русском языке», — сказал ученый.

Кандидат филологических наук из Адыгеи, представитель республиканского института гуманитарных исследований Сурет Анчек уверена, что преподавание на двух языках будет способствовать развитию и русского, и национального языков. «Преподавание на национальных языках послужило бы благоприятным условием для их сохранения. Русский язык от этого не пострадает, я считаю, что языки будут друг другу помогать. Такой эксперимент был в Адыгее, но закрылся, так как он не нашел продолжение в старших классах, не было необходимых для этого учебников и программ», — пояснила Анчек.

По ее словам, в 2013—2014 годах в Адыгее были изданы новые учебники по родному языку и литературе, соответствующие требованиям государственного федерального образовательного стандарта.

Паритет языков

На Северном Кавказе, по данным экспертов, большое внимание уделяется преподаванию русского языка, однако популяризация и сохранение национальных языков должны проводиться не в ущерб языку межнационального общения и коммуникации. По словам главы ФАДН Баринова, в регионах нередко преподавание русского языка сокращается в пользу национального, что может привести к вынужденной миграции русскоязычного населения.

«В Ингушетии нет такого, чтобы сокращались часы русского языка и увеличивались — родного. В ущерб изучению русского языка у нас в республике ничего не делается, наоборот, он активно пропагандируется. Руководство Ингушетии определило четкий паритет — не может быть даже речи о том, чтобы русский язык был ущемлен или родной. И этот паритет у нас строго соблюдается», — рассказала Барахоева.

О том, что в регионах нет особых проблем с изучением русского языка, говорят и эксперты из Дагестана и Карачаево-Черкесии. «Филологическое образование в Дагестане достаточно хорошее, работают несколько государственных вузов. Проблем с кадрами нет. Преподавание русского языка в нашей республике, считаю, осуществляется на хорошем уровне, особенно в городских школах, в сельских надо немного поработать над этим», — отметил Гусейнов.

Ректор Карачаево-Черкесского государственного университета имени Умара Алиева Таусолтан Узденов назвал искусственной проблему, «когда обозначается необходимость шире изучать один язык за счет другого». «Необходимо понимание, прежде всего в семье, важности изучения родных языков, чтобы сохранить свою идентичность, и важности государственного русского языка — языка межнациональной коммуникации. Считаю, что в Карачаево-Черкесии преподавание русского языка поставлено не хуже, чем в других регионах страны. Особых проблем здесь я не вижу, могу сказать одно — нужно постоянно повышать качество образования, но это касается всех предметов», — сказал Узденов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вселенная Шарвили: как из дагестанского эпоса сделали комикс
Народный эпос лезгин теперь можно прочитать в виде комикса. На первый взгляд, народное сказание и поп-культура — гремучая смесь и потенциальный хит, но нужна ли людям история про «дагестанского Тора»?

Он также отметил, что в республике сейчас отмечается тенденция снижения интереса к национальным языкам. «Мы можем говорить о том, что в школах недостаточно часов отведено изучению родных языков, не хватает учебников, книг, но это второстепенные проблемы. А сколько детей сейчас читают сказки на родном языке, насколько они востребованы? Нужно популяризировать национальные языки, чтобы как можно больше молодежи было заинтересовано в их изучении», — добавил ректор.

По словам Узденова, для решения этой и других задач при вузе в 2017 году открыли Центры абазинской и ногайской культур, которые занимаются научной и образовательной деятельностью, изучением истории, традиций абазинского и ногайского народов, популяризацией родного языка. Они также работают с дошкольниками, учащимися школ, молодежью, культурными, научными и общественными организациями. Руководитель вуза добавил, что в перспективе планируется создание Центров карачаевской, черкесской и славянской культур.

В других СМИ
Еженедельная
рассылка