{{$root.pageTitleShort}}

Эксперт: национальные языки в России надо использовать шире, в том числе в госуправлении

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
21 февраля 2018, 13:00

Национальные языки народов России нужно использовать более широко, в том числе в сфере государственного и муниципального управления, это один из способов помочь их сохранению и развитию. Такое мнение высказал социолингвист, доктор филологических наук, профессор Северо-Осетинского государственного университета Тамерлан Камболов.

«Вопрос сохранения и развития родных языков народов РФ — это проблема не отдельного этноса, а всего общества, всего социума, в котором этот этнос живет. Национальный язык должен выйти за пределы семейного и бытового общения, где он не может гарантированно развиваться, в более широкие социальные сферы, в том числе сферу государственного и муниципального управления. — заявил ТАСС Камболов. — Для этого изучение языка, имеющего статус государственного на территории национальной республики, должно быть обязательным для всех ее жителей».

По словам эксперта, на сегодняшний день этот вопрос актуален прежде всего для многонациональных республик, в том числе регионов Северного Кавказа. В качестве примера он привел Северную Осетию, где наряду с осетинами проживают представители более 100 национальностей. При этом русскоязычное население республики составляет около 150 тысяч человек, ингушское — около 30 тысяч, также в регионе проживают десятки тысяч армян, кумыков, грузин. «И чтобы осетины могли использовать свой язык более широко, им хотя бы на уровне понимания должно владеть все население республики», — считает социолингвист.

Камболов подчеркнул, что проблема сохранения родного языка касается практически всех народов России. Все языки коренных народов России, кроме русского, включены в Атлас языков мира, находящихся в опасности, который был составлен Организацией объединенных наций по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В зависимости от степени угрозы исчезновения тот или иной язык получает один из пяти статусов — от просто наличия опасности до статуса вымирающего языка. Причем это относится и к таким крупным, как татарский или башкирский, пояснил эксперт.

Ученый напомнил, что массовое вытеснение национальных языков из сферы образования, и, как следствие, из других социальных сфер, началось в середине XX века. Тогда во многих национальных республиках изучение родного языка в школьной программе стало факультативным, а большую часть национальных школ, где велось обучение на родном языке, закрыли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Десять фактов о кавказских языках
Никто не знает, сколько на Кавказе языков — они не поддаются учету. Но для лингвистов это место — просто праздник какой-то! В Международный день родного языка делимся с вами этим богатством

«Те поколения, которые вырастали в 1960—1990-е годы, были поставлены в ситуацию, когда их родные языки в школе не преподавались в обязательном порядке. Это нанесло колоссальный ущерб развитию языков народов страны, их социальному престижу, <> произошел отток творческой молодежи из национальной литературы, драматургии, мы оставили без репертуара наши национальные театры», — отметил Камболов.

В результате это не только привело к деградации социального положения национальных языков, но и отразилось на их структуре. В частности, появление новых реалий, свойственных XXI веку, не получило должного отражения в национальных словарях. «Таким образом произошел разрыв между реальностью, в которой живут народы России, и тем миром, который способен описывать их язык», — пояснил он.

На сегодняшний день, по мнению эксперта, несмотря на тенденцию сохранения национальных языков, программа общеобразовательных школ отводит мало времени на их изучение.

Как полагает ученый, образовательный процесс в России необходимо выстраивать на принципах поликультурности и полилингвальности.

«Надо решить проблему, с одной стороны, сохранения русского языка как государственного языка РФ, обеспечить полноценное владение им всем населением страны. С другой стороны, нужно, чтобы это не ущемляло положение родных языков народов России. Эту проблему можно решить, главным образом, в системе образования. Для этого надо формировать все условия и поощрять практику создания полилингвальных школ и детских садов, в которых бы и русский, и родные языки использовались как в качестве изучаемых языков, так и в качестве языков обучения», — заключил Камболов.

21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он был установлен на Генеральной конференции ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года.