Телескоп обсерватории РАН в Карачаево-Черкесии модернизируют по нацпроекту

17 августа 2020, 09:14

Обновление оборудования крупнейшего в России телескопа в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Карачаево-Черкесии будет проведено в рамках нацпроекта «Наука».

«Работы по развитию инструментов ведутся в САО РАН практически постоянно, их успех в значительной степени определяется наличием дополнительного финансирования. 2019 и 2020 годы оказались успешными: обсерватория получила средства не только на текущую эксплуатацию телескопов, но и реализует два крупных проекта, направленных на их развитие. Первый — это грант на обновление приборной базы ведущих организаций в рамках реализации национального проекта «Наука», — рассказал ТАСС заместитель директора обсерватории по научной работе Дмитрий Кудрявцев.

По его словам, планируется закупить новое оборудование для наблюдений и модернизировать некоторые части телескопов. На крупнейшем в России большом телескопе азимутальном (БТА) также будет продолжено обновление парка ПЗС-систем — приборов, посредством которых фиксируется наблюдаемый свет: изображения или спектры.

«Не останется без внимания и техническая сторона выполнения наблюдений. Уже запущен в опытную эксплуатацию токоподвод купола БТА на современной троллейной линии. Многотонный вращающийся купол башни до сих пор эксплуатировался с использованием довольно сложной и громоздкой, морально и физически устаревшей системы подведения электропитания, требующей немалых усилий для технического обслуживания. Ведутся работы по монтажу обновленной системы охлаждения масла телескопа, приобретается современное оборудование для очистки поверхности зеркала, обновляются компьютеры и другое инфокоммуникационное оборудование, использующееся в наблюдениях», — уточнил Кудрявцев.

По его словам, благодаря разработке нового научного оборудования и модернизации действующего сотрудники РАН получат большой объем важной научной информации.

«В последние десятилетия в мире появились масштабные наземные и космические проекты, и БТА уже достаточно долгое время не является самым мощным телескопом, предельные наблюдательные задачи решаются на других инструментах, однако телескопы САО РАН — и оптический БТА, и радиотелескоп РАТАН-600 — по-прежнему добывают научные данные мирового уровня. Только в 2019 году по результатам наблюдений на телескопах было опубликовано более 70 статей в рецензируемых научных журналах, индексируемых в самой престижной научно-библиографической базе Web of Science. Наблюдения на телескопах велись в интересах ученых из более чем 30 российских и зарубежных научных организаций», — уточнил он.

В 2020 году завершается федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014−2020 годы», в рамках которой САО РАН в 2014—2015 и 2019−2020 годы выполняла работы по развитию уникальной научной установки БТА.

В рамках программы разрабатываются и уже частично установлены новые узлы, которые позволят повысить эффективность наблюдений в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах спектра. Полностью обновится система управления спектрографом. В рамках работ по модернизации НЭС также планируется внедрение первой для обсерватории опытной системы компенсации атмосферных искажений.

Для развития востребованных в мировой астрофизике методов быстрой фотометрии, предназначенных для исследований транзиентных объектов (непредсказуемые или плохо предсказуемые быстропеременные процессы, проявляющиеся в наблюдениях как вспышки — вспышки новых и сверхновых звезд, гамма-всплески, быстрые радио-всплески, гравитационно-волновые импульсы), разрабатывается комплекс из двух приборов высокого временного разрешения (микросекунды), которые смогут детально описать характер изменения блеска. Кроме того, предполагается, что один из них будет находиться в режиме постоянной готовности, его можно будет оперативно подключить к наблюдениям в случае появления неординарной вспышки.

«Еще одно направление модернизации связано с разработкой опытных астрономических фотоприемных устройств на базе КМОП (или CMOS) сенсоров. САО РАН имеет огромный опыт в создании фотоприемных устройств на базе ПЗС-чипов. Технологии КМОП долгое время не могли конкурировать в астрономическом приборостроении с ПЗС-системами из-за низкой чувствительности. Однако сейчас появились новые возможности и КМОП-системы астрономического назначения начинают появляться, однако говорить о полном соответствии научным потребностям пока рано. Преимуществом новой технологии является большой размер приемника и высокая скорость считывания», — рассказал ученый.

Он обратил внимание, что командами обсерватории ведется модернизация метода мультиобъектной спектроскопии, проводятся испытания оптоволоконного спектрографа БТА с возможностью сверхточных измерений лучевых скоростей, разрабатываются приборы и для сторонних организаций.

Крупнейший российский астрономический центр — Специальная астрофизическая обсерватория РАН — был образован 3 июня 1966 года. Обсерватория располагается в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии, оснащена двумя крупными телескопами: оптическим БТА и самым большим в мире (по диаметру кольцевой антенны) радиотелескопом РАТАН-600. БТА с диаметром зеркала шесть метров до 1993 года был самым большим в мире, сейчас остается самым большим в Евразии. Обсерватория имеет научно-методический филиал в Санкт-Петербурге (Пулково).