{{$root.pageTitleShort}}

Хушет — село, к которому нет дороги. Фоторепортаж

В Дагестане почти у самой границы с Грузией расположилось село, куда не доехать на автомобиле. Основной транспорт — ослы, а на экстренный случай — вертолет
1760

Село Хушет расположено на высоте около 2000 метров над уровнем моря у самой границы с Грузией — до нее рукой подать. Добраться сюда непросто: автомобильной дороги нет. И летом, и зимой людям нужно преодолеть около 10 километров пешком по крутому перевалу. Грузы перевозят на ослах — здесь можно встретить целые караваны этих животных. На их спинах все: от мешков с продуктами до стиральных машин.

Цумадинский район — один из самых отдаленных районов Дагестана. Путь в Хушет из Махачкалы займет 4,5−5 часов — это только до перевала и в лучшем случае. В ином можно попасть на строительные работы: на участке Нижнее Хваршини — Верхнее Хваршини расширяют дорогу. Буровые машины проделывают в скалах отверстие глубиной в 20 метров, в них закладывают взрывчатку и приводят ее в действие. После взрыва порода обрушается — и завал надо расчистить. Возможности проехать мы прождали три часа. А незадолго до нашего приезда дорога была закрыта две недели.

Так как до Хушета на автомобиле не добраться, транспорт оставляют на стоянке. Но это название условное: тут нет оборудованной площадки для машин, магазина и туалета, как логично предположить. Это просто место неподалеку от тропы, ведущей на перевал Жирбак, за которым и скрывается Хушет. В наш приезд там стояла только пара автомобилей.

Саму тропу легко не заметить и проехать мимо «стоянки» дальше — в тупик. В Хушет ведет пеший серпантин с набором высоты около 500 метров. При подъеме на перевал открывается вид на Хушетскую долину и само село. По прямой до него отсюда около пяти километров. Спуск по тропе в долину проходит через лес. Здесь стоят палатки пограничников: над селом находится погранзастава. У всех проверяют паспорта и пропуски. Впрочем, если последнего нет — то вас развернут обратно еще задолго до Хушета. Граница настолько близко, что жители пользуются грузинскими сим-картами, российская связь здесь не ловит. Весь путь от «стоянки» до села занимает около двух часов.

{{current+1}} / {{count}}

Бригадир Газимагомед руководит работой по расширению дороги на участке Нижнее Хваршини — Верхнее Хваршини

Спуск по тропе в долину ведет через лес

Караван на дороге в село

Первые дома села показались с дороги

Вертолетная площадка

Надгробия на окраине села

Хозяйственная постройка — амбар с сеновалом

Старинное приспособление для обмолота зерна на току

Годекан — место для общественных сборов — располагается на крыше одного из домов. Мужчины приносят с собой бинокли и наблюдают за округой

Дорога в соседний Цунтинский район. В селе рассказывают, что именно из Цунты пришел когда-то основатель Хушета

Один из двух автомобилей в селе

Многие строения покрыты каменной черепицей

На крыше лежит валик для ремонта. Крыши покрывают смесью глины с соломой. Когда глина вымывается и крыша начинает течь, глину снова наносят и утрамбовывают валиком. На террасе сушится шерсть

Директор школы Магди Закарьяев на годекане

Колокольчик на дереве — старый школьный звонок. Сейчас его используют, если в селе отключают свет. Это случается часто: здесь бывают сильные ветра, и линии электропередач не выдерживают

Старый корпус хушетской школы

Несмотря на сложные условия, в Хушете живет около 900 человек — для высокогорного удаленного села это немало. Причем население не сокращается, а растет. Люди в основном живут натуральным хозяйством — держат скот, разводят огороды и сады. В селе работает средняя школа, есть фельдшерско-акушерский пункт. В прошлом году появилась футбольная площадка. Теперь по вечерам устраивают жаркие спортивные баталии.

Один из видов сообщения с «большой землей» — вертолет. Для него есть специальная площадка, ее построили пограничники. На вертолете возят в Махачкалу людей, которых нужно срочно госпитализировать. На нем же в село доставили два автомобиля — других тут нет. В селе улочки слишком узкие, машине не проехать. Так что дорога из села для автотранспорта всего одна — к реке. Оттуда на УАЗах возят заготовленные с лета дрова.

Сейчас в село прокладывают грунтовую дорогу. Сделать это на свои деньги обещал местный депутат в случае победы на выборах — и сдержал слово. Пока рабочие продвинулись только на два километра. Всего понадобится проложить не меньше пятнадцати. Сделать это удастся не раньше, чем через два года — в том числе из-за погоды. Через неделю после нашего отъезда выпал обильный снег, и работы прекратились.

Амир Магомедов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка