{{$root.pageTitleShort}}

Инспекторы убитых дорог

Чем измерить ямы на дороге, куда на них пожаловаться и от кого требовать ремонта автомобиля, пострадавшего в колдобине

Федеральный проект Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция. Карта убитых дорог» создан, чтобы оценить качество дорожного покрытия в России. Инспекторы ОНФ намерены посетить худшие (по итогам народного голосования) дороги в 130 городах России. Первый кавказский город в их списке — Ставрополь.

К нам приехал ревизор

Автомобиль дорожной инспекции ОНФ виден издалека — микроавтобус Hyundai с желтыми проблесковыми маячками под стеклом, символикой Народного фронта и оранжевой предупредительной полосой. Машина остановилась на противоположной стороне, но активисты не стали срезать путь, перебегая дорогу в неположенном месте, а вернулись метров на десять назад и законопослушно прошли по «зебре». Каждый эксперт одет в оранжевый жилет со светоотражающими элементами: ведь работать приходится на проезжей части.

Проект «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог» появился в 2008 году в Пскове, позже движение стало общероссийским. Любой желающий, пройдя простую регистрацию, может отметить на сайте проекта убитую дорогу в своем городе.

В планах инспекции — осмотреть разбитую дорогу, на которую пока действует гарантия подрядчика, а затем проверить улицу, собравшую самое большое количество жалоб от ставропольцев.

Кстати, активисты отметили, что активность на сайте по Ставрополю не слишком большая. На «Карту убитых дорог» ставропольцы добавили более 40 проблемных участков, требующих первоочередного ремонта.

— Мы в Ставрополе уже во второй раз, и от города у меня осталось хорошее впечатление, — рассказывает координатора проекта, депутат Государственной думы РФ Александр Васильев по дороге к первому объекту. — Впервые инспекция была тут в 2015 году и поставила высокую оценку — ваш город оказался седьмым в рейтинге российских автодорог. Мог быть и выше, если бы обеспечили безопасность вблизи школ на должном уровне. Согласно нормативным требованиям школы должны быть обустроены направляющими ограждениями — по 50 метров с каждой стороны пешеходного перехода. Необходимы также искусственные неровности и ограничение скорости до 40 и 20 километров в час. Сам переход должен быть оборудован знаками «Дети» и разметкой, а если полос движения больше двух, то и светофором. С безопасностью у школ у вас проблемы, а в остальном состояние дорог отличное.

Почем дорога?

Депутат Государственной думы РФ Александр Васильев

— Хорошие дороги должны и стоить больше?

— Вовсе нет. Мы разработали рейтинг эффективности использования средств. Шкала состоит из зеленой, желтой, оранжевой, красной и черной зон. После анализа лотов на официальном сайте торгов России за 2011−2014 годы Ставрополь возглавил желтую зону. Стоимость одного квадратного метра дорожного покрытия местному бюджету обходится в тысячу рублей. Это неплохой результат.

Сегодня картина почти не поменялась: больше убитых дорог не появилось. А те, что были отремонтированы, находятся в хорошем состоянии. Гарантия, кстати, в Ставрополе небольшая — три-четыре года. Но позволяет привлечь подрядчиков к устранению гарантийных случаев. И мы сегодня обнаружили некоторые огрехи.

А вот Пятигорск в 2015 году попал в черную зону: там высокая стоимость одного квадратного метра асфальта — почти 8 тысяч рублей, а гарантия — всего два года… Хотя мы в России видели участки, которым уже 30 лет. Одна из таких находится на федеральной трассе Иркутск — Красноярск. Ее проложили в 80-х годах. Сделали настолько хорошо, что сейчас коммунальщики только заливают трещины. Поэтому, когда говорят: дорога продержалась 10 лет, какое чудо! — это лукавство. Есть дороги и постарше, так называемые вечные дороги.

В суд за ремонтом

Дорога в 1-м Юго-Западном проезде в Ставрополе сделана в 2014 году, и, по словам Александра Васильева, на нее еще распространяется гарантия подрядчика. Дорожная инспекция ОНФ обнаружила здесь подмыв и обрушение кромки дорожного полотна. Инженер проекта Николай Мельков с помощью рулетки и специального прибора, похожего на рейку, измерил глубину провала.

— Глубина ямы — 14 сантиметров. Согласно ГОСТу этот дефект должен быть устранен в течение десяти дней. Если попадешь в яму такой глубины, можно пробить колесо или повредить подвеску, — дает свое заключение Мельков.

Кстати, кроме рейки, которая имеет специальные сертификаты, у активистов есть и народный инструмент, нежно называемый калабашкой. Это деревянный брус размерами 60×15×5 сантиметров, своего рода эталон. Если калабашечка помещается в яму, значит, ее размеры выходят за рамки дозволенного ГОСТом. Но в этот раз применять калабашку не стали — и так видно, что в дырку на дороге поместились бы несколько таких брусков.

— Если, попав в дорожную яму, автомобиль получил повреждения, можно смело вызывать ГИБДД. Такой инцидент расценивается как ДТП. Сотрудники Госавтоинспекции должны его запротоколировать и выдать вам соответствующие документы. Затем необходимо обратиться к оценщикам, которые установят, во что обойдется ремонт машины. После этого обращаемся в суд. В 99% случаев правда окажется на стороне автолюбителя, — объясняет Васильев. — В некоторых городах автоюристы настолько наловчились судиться с муниципалитетом, что городские власти готовы сразу идти на мировую.

— А что делать, если от убитой дороги пока никто не пострадал, но асфальта на ней почти не осталось?

— Обращаться в прокуратуру. Она должна отреагировать на заявление и заставить чиновников исправить недочеты. Но такие случаи единичны. Не потому, что власти не реагируют, — просто люди не заявляют, пока не случится беда.

Улица Роз и ухабов

Следующий пункт рейда — дорога на улице Роз, лидер народного антирейтинга. Автолюбители вынуждены на ней маневрировать с ювелирной точностью, чтобы не залететь колесом в колдобину. Ям на дороге множество, и ремонтировать их никто не спешит.

Из комментариев на «Карте убитых дорог»

— Разбитая дорога на улице Роз. В прошлом году перед выборами пару ям залатали. После зимы стало хуже, чем было. Тротуаров нет, на 1 км улицы всего 8 фонарей, из которых горит только 3.

— Только на вездеходах ездить!

— Улица Роз должна быть переименована в улицу Ям…

— Жители улицы Роз за свой счет осенью положили асфальт в конце улицы. Город! Администрация! Пришла и ваша очередь помогать!

— Жуткая дорога! Сколько раз было такое: вызываешь такси, а они отказываются ехать на ул. Роз из-за разбитой дороги!

— Я мама годовалого малыша, и все прогулки осуществляем на коляске! И чтобы дойти до ближайшего магазина, приходится идти по проезжей части, так как отсутствует тротуар.

— Не дорога, а минное поле! Ям столько, что, объезжая одну, обязательно попадёшь колесом в другую.

Замруководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Иван Скорняков, приглашенный инспекторами ОНФ на место проверки, пояснил: дорога не ремонтируется, потому что ведет к строящемуся микрорайону, по ней часто ездят большегрузные машины. Как только стройка завершится — улицу восстановят. Представитель мэрии пообещал оперативно отреагировать на все замечания общественников, которые поступят по итогам рейда.

Тут же выяснилось, что участок дороги 1-го Юго-Западного проезда, проинспектированный ранее, не является гарантийным: он был построен более 4 лет назад. Однако активисты ОНФ все равно обещали направить в адрес администрации представление о необходимости ремонта.

— К слову, в России можно по пальцам пересчитать городские муниципалитеты, которые реально работают с подрядчиками по гарантийному ремонту. Среди них и Ставрополь, — сказал Васильев.

Дальше путь дорожной инспекции лежал в Элисту — столицу Калмыкии. А закончится проверка только в сентябре. Тогда эксперты ОНФ подведут итоги и составят новый рейтинг автомобильных дорог России.

Валерий Ледовской, координатор Центра гражданских инициатив СКФО

«В Ставрополе есть и местные ресурсы для мониторинга состояния городского хозяйства. Под эгидой нашего центра разработано бесплатное мобильное приложение „Случилось“. Пока только для Android, в будущем, возможно, будет iOS. Суть проста: увидел проблему в городе — выбрал её тип из списка, сфотографировал, нажал кнопку „Отправить“. На сервере автоматически формируется текст и отправляется на электронные адреса администраций города и района, в котором находится пользователь. Адрес определяется через GPS. Обращения через приложение соответствуют федеральному закону „О порядке рассмотрения обращений граждан“, его обязаны обработать. В обезличенном виде эти сообщения публикуются здесь. Отклик есть — например, вскоре после обращения заделали ямы от магазина „Окей“ до „Пушкинского“.

Позднее мэрия создала собственное мобильное приложение „Ставрополь глазами горожан“. Мы договорились, что будем не конкурировать, а искать способы интеграции, чтобы у „Случилось“ была обратная связь с администрацией и на нашем сайте публиковались ответы на обращения жителей Ставрополя».

Роман Цатуров

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Мыло из нарзана и травяная купель: зачем ехать на ферму под Пятигорском

Проснуться с видом на гору Джуца, позавтракать свежим сыром, покормить ушастых коз или прокатиться на коне и побывать на производстве косметики. Рассказываем, как провести уикенд под Пятигорском

Пеллеты в будущее: как на Ставрополье делают топливо из опилок

Выпуск экологичной продукции из древесных отходов наладили в Ессентуках. На производстве уверены: оно не вредит окружающей среде, а сама продукция может использоваться в абсолютно разных сферах