Алина Левитская, ректор Северо-Кавказского федерального университета
— Уникальная общность под названием народ России, к которой мы принадлежим, — это общность многонациональная, поликультурная, полиментальная. Ее уникальность состоит в том, что фундаментом этой цивилизационной общности является русский народ, как государствообразующий.
Говорю как этническая осетинка: особенность, отличающая русский народ, состоит в том, что на всех этапах нашей тысячелетней истории русский народ относился уважительно к традициям, культуре, самобытности всех народов, вошедших в лоно российской государственности, считающих Россию своим Отечеством, и создавал условия для развития этих народов. Никогда у нас не было такого подхода, как, скажем, в США, где «плавильный котел» оставил американцев без этнического стержня, заставил отречься от своей национальной культуры и самобытности. Или грустный опыт западной Европы, которая требует от мигрантов принятия ценностей западной Европы, по сути отказывая людям в праве оставаться самими собой. Сегодня мы видим, что теория механического мультикультурализма терпит крах. Она категорически противопоказана у нас в России и уж тем более на Северном Кавказе.
Убеждена, что формирование общероссийской единой идентичности на Северном Кавказе должно идти только с опорой на этническую идентичность личности и региональные особенности. Всех, кто живет на Северном Кавказе, отличают независимо от национальности и веры. Нас, жителей Северного Кавказа, видно в других регионах России по ментальным, поведенческим стереотипам. У нас есть определенные черты и приверженность каким-то понятиям, ценностям в региональном сообществе. На Севере оно будет свое, на Дальнем Востоке свое, в Центральной России будут свои ценности, на Кавказе они свои, и это тоже надо учитывать. Уважительно относиться к культуре других национальностей может человек, который сам является носителем какой-либо национальной культуры, у которого сформирован понятийный аппарат. Только он может быть открыт всему лучшему в культуре других народов.
Если же он не является носителем никакой культуры, то он как раз становится подходящим материалом для разного рода вербовщиков, террористов, экстремистов. Когда мы воспитываем человека в сознании принадлежности к определенной родной культуре, и он понимает, что его родная культура является неотрывной частью российской культуры, элементом мировой культуры, это формирует совершенно другого гражданина — человека с чувством личного и национального достоинства. Нельзя воспитать гражданина и патриота вне понятия национального достоинства.
А венцом и высшим ярусом гражданской идентичности и является осознание принадлежности к цивилизационной общности под названием российский народ.