Николай Истошин, член Общественного совета Минкавказа РФ, член Общественной палаты Ставропольского края
— Считаю, что прошедшее заседание Общественного совета Министерства по делам Северного Кавказа — образец того, как конструктивно можно работать министерству, Общественному совету, экспертам. Документы подготовлены на высоком уровне.
Хочу подчеркнуть, что введение курортного сбора — это эксперимент. По ходу эксперимента могут быть добавления, изменения — этого не избежать. Но в целом инициатива хорошая, что и подтвердил наш Общественный совет, и, надеюсь, она найдет понимание среди миллионов отдыхающих. Если посмотреть на международную практику, европейскую практику, на которую мы много лет ссылались, то мы увидим, что там десятки лет все это успешно действует.
Конечно, нам, участникам заседания, специалисты Минкавказа подробно описали, как будет работать курортный сбор, категории льготников, которые предлагает установить Минкавказа, как будут определяться объекты инвестирования и многое другое. То есть на нашем уровне предельно понятно, что такое курортный сбор. Однако теперь необходимо, чтобы это поняли миллионы потенциальных отдыхающих нашей и не только нашей страны, которые к нам будут приезжать. Поэтому очень важно, чтобы там, где отдыхающие будут находиться — в санаториях, пансионатах, гостиницах — им тоже могли объяснить, для чего этот сбор введен на территории курортов. И куда пойдут средства, которые собираются. И чтобы наши отдыхающие, приехав сюда уже через год-два, видели положительное изменение в курортной инфраструктуре. Этого будет достаточно для тех, кто приезжает. Хотя психологический барьер вещь серьезная — как это, раньше не платили, а теперь надо платить. И его надо преодолеть. И здесь хочу подчеркнуть особую роль средств массовой информации.
В ходе заседания Общественного совета звучали слова о том, что курортный сбор может оттолкнуть приезжих, что эта инициатива пришлась не по душе жителям. Считаю, что первый заместитель министра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов очень правильно поставил вопрос: где именно люди недовольны? Надо это понимать для того, чтобы нашу разъяснительную работу, в том числе через СМИ, вести в нужном направлении.
Вместе с тем хочу напомнить, что курортный сбор — это всего третья часть одного процента от средней стоимости курортной путевки. А кое-где даже одна сотая одного процента. Это что — очень много? Конечно, лишним рубль ни у кого не бывает, но накручивать большие страсти вокруг этого взноса тоже было бы неправильно. Кстати, в стоимости путевки курортный сбор будет выделен отдельной строкой, как сказал министр Лев Кузнецов, чтобы люди могли видеть свой вклад в развитие инфраструктуры любимых курортов. Это будет сделано для того, чтобы формировалось понимание, что каждый из нас участвует в развитии курортного региона.