Выполнение показателей государственной программы по социально-экономическому развитию Северного Кавказа за 2019 год находится на низком уровне при высоком кассовом исполнении полученных из бюджета средств. К таким выводам пришли в Счетной палате.
«По оценке Счетной палаты, степень эффективности госпрограммы за 2019 год соответствует среднему уровню эффективности (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 48,4% (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 84,7% (средний уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 97,4% (высокий уровень), уровень управления госпрограммой составляет 83,3% (высокий уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета отсутствует (высокий уровень), уровень ввода объектов составил 100% (высокий уровень)», — цитирует ТАСС материалы Счетной палаты.
Так, только по трем подпрограммам — «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод», «Обеспечение реализации госпрограммы РФ «Развитие СКФО на период до 2025 года» и «Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в СКФО» — предусмотренные целевые показатели были выполнены в полном объеме. При этом уровень бюджетного исполнения по большинству подпрограмм превышает 100%, следует из материалов ведомства.
В частности, в 2019 году при стопроцентном исполнении по расходам нулевой уровень исполнения показателей сложился по подпрограмме «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 — 2025 годы». «Также нулевой уровень исполнения показателей (индикаторов) при достаточно высоком уровне [кассового] исполнения — 98,8% — сложился по подпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 — 2025 годы», — добавили в Счетной палате.
Отставание по инвестициям
Отмечается, что в 2019 году не были достигнуты плановые значения по объему инвестиций, направленных на реализацию инвестиционных проектов программы по СКФО как в целом по макрорегиону, так и по субъектам, входящим в его состав, за исключением Карачаево-Черкесской Республики, в связи с переносом сроков реализации инвестиционных проектов на 2020 год и ограниченностью в доступе к источникам кредитных ресурсов. Также не были достигнуты планы по количеству созданных рабочих мест как в целом по СКФО, так и по отдельным субъектам в связи с переносом сроков ввода мощностей ряда инвестиционных проектов на более поздние сроки. Аналогичная ситуация сложилась по показателю, связанному с количеством созданных высокопроизводительных рабочих мест, а также по уровню безработицы, где показатели не были достигнуты в целом по СКФО, а также в Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане и Чечне.
«Невыполнение показателей (индикаторов) подпрограмм обусловлено, прежде всего, отставанием от графиков реализации инвестиционных проектов как в части привлечения инвестиционных ресурсов, так и в части мероприятий по строительству (реконструкции) или приобретению технологического оборудования для инвестиционных объектов», — подчеркнули в ведомстве.
Кроме того, в Счетной палате считают, что в госпрограмме не в полном объеме учитываются положения таких документов стратегического планирования, как Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также указ президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике».
Государственная программа развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года включает ряд подпрограмм, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого развития Северного Кавказа, повышения уровня инвестиционной привлекательности, снижение безработицы и поддержку промышленных отраслей.