«Транснефть» предупреждает об угрозе прекращения транзита нефти через порт Махачкалы из-за многочисленных нарушений, говорится в сообщении компании, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-релиз компании.
Согласно пресс-релизу, в ОАО «АК „Транснефть“» регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО «Дагнефтепродукт» в порту Махачкала для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов в порт Новороссийск.
Что происходит в порту. Версия «Транснефти»
По прибытию в порт Махачкала нефть сливается с оформлением актов приема-сдачи по результатам измерений в резервуарах АО «Дагнефтепродукт». Далее нефть из резервуаров подается на прием НПО «Махачкала» АО «Черномортранснефть» в систему магистральных нефтепроводов. Потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормативам. В то же время туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 году — 0,84%, в 2015 году — 0,44%, а за первый квартал 2016 года — уже 1,43%.
В мае 2016 года АО «Дагнефтепродукт», приняв 5 тысяч тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему ОАО «АК «Транснефть» и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы, говорится в пресс-релизе.
Кроме того, «Черномортранснефтью» неоднократно отмечалось при приеме нефти в систему магистральных нефтепроводов из резервуаров АО «Дагнефтепродукт» превышение допустимых значений такого показателя нефти как «массовая концентрация хлористых солей», а также повышенное содержание воды. Только за первый квартал 2016 года было 16 остановок приема некондиционной нефти из резервуаров АО «Дагнефтепродукт». В течение 2015 года их было до полусотни, отмечает компания.
Результаты проверок
Согласно сообщению «Транснефти», по данным фактам Ростехнадзором были организованы проверочные мероприятия в отношении АО «Дагнефтепродукт», по результатам которых возбуждены 11 дел об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности. Однако ситуация не только не изменилась, но и ухудшилась. Проблемы с резервуарным парком АО «Дагнефтепродукт» уже привели к снижению объемов транспортируемой нефти по маршруту Махачкала — Новороссийск. С 2013 года ПАО «Лукойл» снизило количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан. Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкала.
«Криминальная обстановка на АО „Дагнефтепродукт“ и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру РФ, принадлежащую государству. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД (Баку — Тбилиси — Джейхан) и порты Грузии», — говорится в сообщении.
Комментарием АО «Дагнефтепродукт» ТАСС пока не располагает.
Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. Порт является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона и одним из основных составляющих крупного транспортного узла на юге России.--0--бес/бгб/бии