Сегодня пятница, представление в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре начнется в 19 часов. А с утра цирк напоминает хорошо отлаженное производство, где все на своих местах, все работы идут по плану — напряжение и ритм движений будут нарастать только к вечеру.
Манеж пустой, почти темный, горит только дежурный свет.
Цирк, как живое, беспокойное существо, звучит на разные голоса. Громко, требовательно блеет баран на конюшне, стонет (так он разговаривает) медведь, как будто пытается что-то объяснить, громко вздыхают лошади.
Рабочие сцены грузят и переносят лязгающие железки, тянут маты и прочие необходимые приспособления для бесперебойной работы этого небольшого государства.
За кулисами, возле выхода на манеж, рядом с большим зеркалом, висит листок с красивым и таинственным названием «Авизо». Это итальянское слово попросту означает расписание: кому и куда идти, когда репетировать и кто за кем выступает.
Путаницы тут не бывает, хотя граждане часто называют «цирком» всякую суматоху и несуразицу. Наверное, не знают про «авизо».
Репетиция аттракциона «Джигиты» начинается строго по расписанию. Все уже на месте, артисты крепят страховочные тросы к своим поясам, лошади фыркают, подгарцовывают и, как говорят артисты, «начинают нести игру».
И вот уже лошади бегут по кругу, барабанный ритм копыт меняется: шаг, рысь, кентер и, наконец, галоп.
В центре манежа руководитель номера Сергей Муратов, заслуженный артист республики Северная Осетия — Алания, разговаривает с лошадью: «Янтарик, что же ты такой ишачок? Ты должен работать, а то я буду ругать», — и добавляет: — «Только не обижайся».
Чтобы ругать лошадь, как говорит Сергей, ее надо очень хорошо знать и понимать, а то она может в ответ… дуплетом (это когда конь поворачивается задом и бьет двумя копытами).
В нашем случае Янтарь, молодой, веселый жеребец буланой масти, соглашается повторить номер еще раз и пускается в галоп. Он ахалтекинец — это порода, выведенная на территории современной Туркмении, конь легкий и выносливый, может даже ходить на задних ногах.
Янтарь — из четырех коней, купленных Сергеем в Кабардино-Балкарии в 2017 году.
Остались позади долгие гастроли в Японии, где одним из трюков он сводил доверчивых японцев с ума: на повороте на огромной скорости артист вдруг падал с лошади, несколько раз переворачиваясь в воздухе, прилетал головой прямо на барьер, вскакивал абсолютно невредимый и обращался к ошеломленным зрителям: «Можно еще раз?»
Зал вставал.
Как удавалось Сергею совершенно без потерь падать с лошади на каждом представлении, мы так и не узнали, на то он и цирк.
После возвращения на Сергея посыпались предложения. Номер у него был, а вот лошади остались в Японии. Он заключил контракт на следующее представление в Тбилиси, собрал все свои деньги и поехал в Кабардино-Балкарию. Там, в горах, он нашел себе лошадей. Денег хватило только на трех, четвертого жеребца взял в долг. Так и появились у него Хан, Буян, Янтарь и Серый.
Буян был еще маленький, а остальные трое должны были выступать через неделю в Тбилиси.
Джигиты приехали в цирк прямо на генеральную репетицию. Все, что сделали лошади, — это навалили огромную кучу прямо на манеже. До выступления коней было решено не кормить.
На следующий день на премьере номер состоялся, и никто даже не заметил, что яркий свет и оглушительную музыку эти лошади видели и слышали второй раз в жизни.
Соратник Сергея, артист Маирбек Тебиев, вспоминая этот «эксперимент», сказал: «А мы и не волновались, нам любую лошадь дайте — любая поскачет».
Эти четыре лошади работают в труппе и сейчас, а всего их у Сергея уже восемь.
Конный аттракцион «Джигиты» существует 6 лет, в этом году на международном фестивале в Москве труппа Сергея Муратова завоевала звание «Золотой Артист».
Огромный прожектор униформа устанавливает за кулисами заранее, он медленно разгорается, и зрители видят, как на манеже в полутьме клубится туман. В тонком луче прожектора на манеж выходит Сергей с лошадью, звучит песня «Любэ» «Выйду ночью в поле с конем…»
Это один из красивейших номеров в программе. Синий утренний свет на манеже меняется на алый на словах песни «Сяду я верхом на коня…» Точно в это мгновение Сергей поднимает лошадь на дыбы и несется вокруг манежа.
Зал сначала затихает в восхищении, потом грохочет аплодисментами.
С лошадьми Сергей Муратов работает уже 35 лет, кажется, знает о них все, но до сих пор в его гримерке лежит самая необходимая книга — «Работа с лошадьми по дрессуре и выездке».
И все же какое-то волшебное слово он знает.
На конюшне у «Джигитов» нет привязанных в стойлах лошадей. Когда идет уборка, кони выдвигаются на полкорпуса, никуда не бегут, стоят себе, мечтают.
После купания, чтобы конь не решил поваляться в опилках перед выступлением, Сергей сооружает ему «тунгусскую повязку» - она не дает животному лечь, но не мешает пить и есть.
На вопрос, что самое сложное в их профессии, артисты аттракциона отвечают: «Работа с людьми». И смеются.