О культурном развитии каждого региона можно судить по количеству и популярности театров на его территории. Город Махачкала представляет вниманию своих жителей и гостей театральные учреждения всех жанров: музыкальный, оперы и балета, кукольный, драматический.
Крупнейшим местом скопления театров является улица Р. Гамзатова (Ленина). Расул Гамзатов – сын Гамзата Цадасы (национальный дагестанский поэт), привнес немалый вклад в развитие местной живописи, литературы, театра, кинематографа, музыки. На проспекте знаменитого культурного деятеля функционируют четыре театральных учреждения. Другие театры расположены на улицах Тихонова, Пушкина и Буйнакского.
История театра начинается с 1925 года, одновременно зарождается драматическая студия. Руководителями и идейными вдохновителями первых постановок были Н. Шатров и Б. Байков, а с 1926 г. к ним присоединился Н. Синельников.
Дебютный сезон продолжался 5 месяцев. За этот период зрителям были представлены пьесы «Горе от ума» А. Грибоедова, «Мандат» Н. Евреинова, «Принцесса Турандот» К. Гоцци.
В 90-е годы управление театром имени М. Горького перешло в руки С. Тулпарова – выпускника Московского высшего театрального училища имени Б. Щукина. Тулпарову удавалось даже в те нелегкие времена привлекать зрителей своими постановками.
Творческий коллектив современного театра удостоен высших наград на конкурсах международного уровня. Спектакль «Записки сумасшедшего», главным режиссером которого был С. Тулпаров, одержал «Гран-При» на международном фестивале в Македонии.
Здание, напоминающее сказочный замок с башенками, было открыто для маленьких зрителей в 1990-е годы на проспекте Р. Гамзатова. До этого времени (с 1941 года) кумыкская актерская труппа была вынуждена ставить свои представления на временных площадках. Лишь через пять лет после первой постановки русской сказки «Колобок» (1944 г.) Театру Кукол было предоставлено помещение на улице Буйнакского.
С 1982 года театром руководит А. Яхьева, окончившая Тбилисский театральный институт. Театровед стала инициатором создания детского Фестиваля театральных студий, идея была поддержана государством, и вскоре фестиваль получил статус Республиканского.
На территории современного кукольного театра действуют Музей кукол и выставки детских рисунков.
Формирование театра началось с организации постановки оперы «Хочбар» в 1998 году. Национальный стиль оперы и профессионализм творческого коллектива настолько впечатлили зрителей, что уже через год по решению Министра культуры Дагестана – Наиды Абдулгамидовой было официально утверждено создание театра оперы и балета республиканского уровня.
Работой над современными постановками занимается труппа под руководством Ахмедова Магомеда. В составе творческого коллектива насчитывается 170 человек.
Культурное учреждение было создано на основе любительского кружка театралов, который функционировал на территории селения Кумух в 1914 г.
Самодеятельность труппы была замечена властями, в результате чего коллективу присвоено звание «Советский театр имени Саида Габиева». Нынешнее название театр получил в 1935 году.
Самой популярной пьесой театра имени Э. Капиева была и остается «Лудильщики» Г. Саидова – социальная драма, посвященная нелегким будням лакских кустарей-отходников.
Основание театра (1925 г.) связано с именем наркома по вопросам просвещения и культуры Дагестанской АССР – Тахо-Годи Алибека, который поддержал талантливых участников театральной студии, действовавшей при педагогическом техникуме.
Первой постановкой, положившей начало официальному кумыкскому театру, стала пьеса «Дочь Индии» Абдулхамита (1930 г.).
Имя родоначальника дагестанской драматургии – А.-П. Салаватова было присуждено учреждению в 1955 году. На данный момент руководящую должность в кумыкском театре занимает А. Айгумов (с 1994 г.). Тематика спектаклей, в основном, связана с произведениями дагестанских писателей.
Село Хунзах стало местом рождения музыкально-драматического театра в 1835 году, зачинателями и первыми режиссерами которого стали П. Шияновский, А. Магаев и А. Артемов.
Деятельность труппы ориентирована на описание культурного наследия Дагестана, его самобытности и истории.
Творческая работа коллектива была удостоена высших оценок в 2010 году, о чем свидетельствует награждение дипломом и присвоение статуса «Национальное достояние России».