Отношение людей к местам массовых захоронений неоднозначно. Хотя атмосфера кладбищ многим кажется гнетущей и жутковатой, находятся и поклонники мрачной эстетики, для них такие места полны таинственности и своеобразной красоты. Старинные некрополи привлекают не только романтически настроенных молодых людей и любителей поразмышлять о бренности жизни, но и археологов. Находки последних порой впечатляют своей неожиданностью и становятся достоянием крупных музеев мира. Так уж сложилось, что у далёких предков было принято провожать умершего родственника с погребальными дарами (оружием, монетами, предметами домашнего обихода, украшениями), благодаря чему учёным удаётся узнать что-то новое о культурах, существовавших в прошлом. Парадоксально, но обитель смерти позволяет воскресить для потомков картины дней, давно минувших в вечность. Среди древних некрополей мира особый интерес для исследователя представляет город мёртвых в Северной Осетии – Даргавс. Затерянный в горах, этот тихий и живописный уголок в течение многих столетий служил последним пристанищем для жителей некогда богатого и процветающего селения аланов.
Село Даргавс располагается в Пригородном районе Осетии и считается, по меркам горцев, благоприятным местом для проживания и ведения хозяйства. Оно небольшое – протяженность его составляет всего 17 километров. Пастбища, мягкий климат, пологие склоны, плодородные почвы, достаточно ровной земли – здесь есть всё для того, чтобы люди ни в чем не нуждались. Первыми посёлок освоили аланы: археологи обнаружили их захоронения, датируемые 8-9 вв. Считается, что именно из Даргавса берут истоки самые уважаемые осетинские роды – Тулатовы, Мамсуровы, Кануковы. Носители знатных фамилий владели лучшими участками земли и охраняли подступы к ущелью. Они возводили высокие родовые башни и дома-крепости, служившие как комфортным местом проживания, так и защитой от вражеских нападений и распространенной на Кавказе кровной мести. Существовало также и представление о башнях, как о святынях. Учитывая то, что один большой обтесанный камень для строения обходился в стоимость овцы, можно судить о богатстве основателей.
Пик осетинского башенного строительства пришелся на 17-18 века, хотя на территории Даргавса встречаются и более древние постройки. К самым знаменитым сооружениям относится 16-метровая башня Мамсуровых на берегу Уаллагдона. Ее верхняя часть полуразрушена, тем не менее строение поражает своей высотой и качеством зодческой работы. Вход в постройку находится на уровне 2-х метров от земли, это затрудняло проникновение врага внутрь. Жители башни поднимались наверх по приставной лестнице, затем втаскивали её в помещение и наглухо запирали вход тяжелой, окованной металлом дверью. На восточной стороне горского селения возвышается дом-крепость Дегоевых. Внутри здания найдены ценные предметы быта осетин – почетное резное кресло для старшего мужчины, выдолбленная из ствола дерева кадка, холодное оружие, низкие трехногие столы, за которыми семья обедала, и другие вещи. На склоне, неподалеку от известного старого кладбища, располагается сильно пострадавшая от землетрясения башня Маликовых. Она имела важное стратегическое значение и использовалась как удобный пункт наблюдения.
В конце семнадцатого столетия, после основания Моздока, люди стали покидать обжитые места и переселяться на равнину. А в 1830 году население Даргавса серьезно пострадало от российских царских войск, подавлявших восстание осетин: много народу погибло, много старинных построек было разрушено. Постепенно селение Даргавс пустело, становилось малолюдным, принимало заброшенный вид. А схождение ледника Колка в 2002 году поспособствовало оттоку последнего населения – из-за природной катастрофы аул оказался отрезанным от окружающих населенных пунктов. Единственный способ добраться до него – пересечь по серпантинной дороге Фиагдонское ущелье. Этот путь многие расценивают как утомительный и опасный, вот почему те осетины, которые раньше приезжали в Даргавс на отдых, ныне почти полностью забросили этот уголок. Но не всё так печально: ведутся работы по прокладыванию новой трассы через село Кобан, и, когда их завершат, путь из Владикавказа до Даргавса будет занимать не более получаса. Хочется верить, что когда-нибудь пустынное село оживёт. А пока для туристов Даргавс – в первую очередь город мертвых, окутанный густым туманом и наводящий ужас зловещими легендами.
Городок мёртвых Даргавс получил столь мрачное название из-за древнего некрополя 14-18 вв., находящегося в километре от заброшенного селения. Территория располагающегося на склоне кладбища усыпана фамильными склепами, большинство из них - светлые низкие башенки со ступенчатыми шиферными крышами. Встречаются и более простые виды склепов – небольшие сооружения из каменных плит. По высоте и сложности оформления погребальных домов можно получить представление об уровне достатка той или иной семьи. За пределами кладбища также встречаются одиночные захоронения в каменных постройках. Исследователи считают, что так было принято хоронить преступников и людей, ушедших из жизни добровольно. Одно из удивительных, до сих пор не разгаданных открытий – найденные в некоторых старых гробницах мумии в гробах-лодках, сделанных из цельных кусков ствола. Учёные до сих пор ломают голову над столь необычной находкой. Непонятно, отчего древний народ выбрал именно такую форму гробов: ведь плавание на судах в этой местности не практиковалось. Есть мнение, что причиной послужили мифы о загробной реке, которую душе умершего предстояло пересечь.
Даргавсские горцы при погребении не предавали труп земле. Это может объясняться как влиянием зороастрийского учения, согласно которому нельзя осквернять землю подобным образом, так и чисто практическими соображениями – в горной местности было не так много ровной плодородной земли, чтобы отдавать её покойникам. Некрополь у селения Даргавс располагается в хорошо продуваемом месте с сухим теплым климатом, поэтому останки при надземном погребении не гнили, а мумифицировались. Обряженное тело с погребальными дарами заносили в склеп через окно и клали на специальную деревянную полку. Под многими могильными башенками вырыты глубокие ямы. Когда полки в склепе заполнялись, мумифицированные останки помещали вниз, освобождая место для новых мертвецов.
По словам археологов, начавших исследование склепов лишь в 60-х годах 20 века, многие тела и предметы одежды отлично сохранились. Удачное расположение кладбища и продуманная система вентиляции в склепах, бесспорно, сыграли свою роль. Захоронения в каменных гробницах были запрещены лишь в конце 18 века российскими властями, которые опасались распространения болезней от незарытых трупов. Этот страх был небеспочвенным: чего стоила одна эпидемия чумы, унёсшая жизни многих кавказцев. Во время эпидемии число покойников стремительно росло, дело даже доходило до того, что семьи заболевших перебирались в родовые склепы и доживали свои дни там. Обреченным приносили еду и воду, а за пределы каменных домов им уже не суждено было выйти. Наличие массовых чумных захоронений в течение долгого времени спасало мертвый городок в Северной Осетии от мародеров – мало смельчаков отважилось потревожить покой усопших, боясь заразиться страшной болезнью.
Сегодня горное кладбище носит статус охраняемого историко-культурного объекта, и туристы могут не только погулять по его зеленым склонам, но и побывать в самих усыпальницах. Зрелище, конечно, не для слабонервных, однако желающие взглянуть на мумии и истлевшие кости находятся. Их не пугают ни легенды о проклятиях мертвецов, ни рассказы о косящих жизни эпидемиях – любопытство побеждает. Между тем, многие отмечают мистическую атмосферу этого места: вроде бы и мирный пейзаж, и ухоженная территория вокруг склепов-башенок, но как-то странно стелется густой туман, как-то неожиданно, ни с того ни с сего начинают барахлить телефоны и отказываются снимать камеры. Тем не менее побывавшие здесь туристы уверяют, что это место стоило посетить.
Историю Даргавса - города мёртвых - невозможно представить без леденящих душу легенд и преданий. Одна из самых известных историй, повествующих о возникновении некрополя, описывает его как место проклятых. В незапамятные времена отряд молодых джигитов взял в плен таинственную девушку невероятной красоты. Между горячими горцами закипел спор: кому достанется прекрасная дева? Парни стали мериться силами, каждый желал доказать свое право на обладание дивной красотой. Едва не поубивавшие друг друга джигиты решили под конец обратиться за советом к старейшинам племени. Но, увидев красавицу, почтенные старцы и сами позабыли про моральные принципы и попытались заполучить её. Распри в селении росли, дело могло дойти до братоубийственной войны. Тогда кто-то из старейшин решил убить девушку, дабы избежать большего несчастья. Однако с гибелью несчастной беды горцев не закончились – жителей аула стала поражать неизвестная жуткая болезнь. Их плоть гнила и отваливалась от костей, люди разлагались заживо. Гонимые страхом, горцы бежали из проклятого села, но и за его пределами их настигала мучительная смерть. Немногим удалось спастись. А зарытые в землю тела мертвецов каким-то чудовищным и необъяснимым образом на другой день оказывались на поверхности; земля словно выбрасывала их не принимая. Пришлось возводить прямо над умершими каменные склепы – так возник зловещий город мертвецов.
Впечатление от этого предания тает при свете дня: светлеющие на фоне ярко-зеленых склонов башенки смотрятся умиротворенно и мило. Легкий ветер колышет поросли мелких фиолетовых цветов, спящие каменные стены дышат покоем и тишиной. Горный осетинский некрополь словно древняя книга, полустертые страницы которой не всем дано прочитать, но каждый, кто их касается, испытывает особое, ни с чем не сравнимое чувство.