Город
На голом энтузиазме
1 ноября, 2021
266
Иван Самохвалов не хотел жить в безликом «муравейнике» и присоединился к волонтерам «Том Сойер Феста». Активисты реставрируют старинные дома по всей России, в том числе в Ставрополе и Пятигорске

Каждый человек, читавший в детстве о приключениях Тома Сойера, помнит эпизод из повести Марка Твена, когда тетушка Полли заставила непоседу Тома побелить 30-ярдовый деревянный забор. Паренёк же, как талантливый стратег, убедил других мальчишек сделать работу за него, да еще и нажился на этом.

Наш герой наживаться на своих «заборах» не планирует. Иван Самохвалов вместе с другими альтруистами приводит в порядок старинные дома, которые не попадают в поле зрения администраций и охранных комитетов. И все это под эгидой «Том Сойер Феста» - фестиваля восстановления исторической среды.

При чем здесь Марк Твен?

Иван Самохвалов заинтересовался идей, зародившейся шесть лет назад в далекой Самаре, из профессионального любопытства. Парень тогда был студентом кафедры строительства Северо-Кавказского федерального университета. В «Том Сойер Фесте» Ивана привлекло стремление участников движения жить в городе с бережно хранящейся историей: волонтеры реставрируют здания XIX и начала XX веков, которые не получили статус памятника архитектуры.

— Всегда спрашивают: почему фестиваль так называется, почему не Тимурова команда, что за Том Сойер? Дело в том, что первоначально на реставрацию брали больше деревянные дома. Сейчас, конечно, и каменные, но начиналось все с дерева. А самая знаменитая история с покраской некой деревянной поверхности — это именно эпизод у забора в повести Марка Твена, — поясняет Иван.

После обучения в поволжской школе фестиваля Иван решил: Ставрополю тоже нужен такой проект. В городе уйма заброшенных и «изуродованных» старинных зданий нуждаются в том, чтобы их привели в порядок. Так в 2019 году Иван стал координатором «Том Сойер Феста» в Ставрополе.

— У меня было желание проводить фестиваль здесь, но я понимал, что, скорее всего, не справлюсь. В Самаре я видел других координаторов — это люди в возрасте, стоят на ногах. А я студент. Где мне искать спонсоров? Кто мне доверит что-то реставрировать? — вспоминает Иван.

Парень заручился поддержкой друзей-студентов и вместе с ними нашел спонсоров и первый объект — 150-летний дом с лепниной и пилястрами на Ленина, 165. Он когда-то принадлежал купцу 3-й гильдии. Над козырьком сохранилось семейное фото прежних владельцев. Нынешняя хозяйка разрешила молодым людям отреставрировать дом, а взамен кормила их пирожками.

Волонтеры очистили оригинальную кладку из красного кирпича от слоев штукатурки, сняли облупившуюся краску со ставней, восстановили козырек и лепнину. Иван с друзьями работали сами, «со стороны» были лишь два человека: тогда о движении мало кто знал.

— Честно говоря, у нас слабовато поддерживают проект. Для сравнения, в Казани волонтеры вышли уже на такой уровень, что берут под восстановление объекты культурного наследия, получают финансовую поддержку от государства. В Нижнем Новгороде делается несколько объектов за сезон, губернатор ходит на все открытия и закрытия, сам работает. У нас, конечно, исторических объектов меньше, но все же достаточно. Не только в Ставрополе — по Кавказу, по краю. Некоторые находятся в состоянии руин, и их надо спасать. Помощь не помешала бы, — признается Иван.

Снести нельзя помиловать

Второй сезон фестиваля в Ставрополе едва не провалился. В 2020 году из-за пандемии коронавируса и локдауна работы отложили до осени, а жители выбранного дома не дали разрешение на реставрацию. Волонтеры отыскали новый объект. Выбор пал на пятиквартирный дом на Лермонтова, 191. Менее нарядный, но не менее интересный, считают активисты.

— Дом стоит на территории МВД в окружении многоэтажек. Справа — здание полиции, слева — пожарная часть, напротив — рынок. Таких зданий там не осталось больше — оно одно. Если его хорошо сделать, добавить ночную подсветку, то получится конфетка, — отмечает Иван.

Историю дома узнали благодаря еще одному участнику «Том Сойер Феста». Александр Жердев выяснил, что здание принадлежало ставропольскому священнику Константину Емельянову из Андреевско-Владимирского братства. Дом из красного кирпича построили во второй половине XX века. Цоколь отделали местным ракушечником, установили деревянные окна со ставнями, резные двери и козырки над ними. Со временем отделка скрылась под слоями побелки и краски. Входную группу заменили на безликий современный металл, а один из двух козырьков сгорел при пожаре.

— Когда мы договаривались с жильцами о реставрации, они поначалу не соглашались, так как надеялись на переселение. От администрации мы узнали, что сносить этот дом не будут еще лет 50 точно: земли у него мало, и навряд ли можно что-то другое построить на его месте, — уточняет будущий архитектор.

Волонтерам пришлось «смывать» слои побелки со стен, используя в качестве мочалки шлифовальную машину. Воду подавали из пожарного рукава части по соседству. Оригинальная кладка цоколя была спрятана в «шубу» из цемента и песка.

— Когда мы сняли штукатурку, то пришла идея оставить ракушечник в «голом» виде — изначально ведь блоки не прятали. В Ставрополе дореволюционных домов с неоштукатуренным фундаментом единицы, но в Краснодаре реставраторы такие цоколи оставляют открытыми. Раньше мне казалось, что в таком виде дом как будто без штанов. Но сейчас уверен, что достаточно качественной обработки водоотталкивающим составом, — уточняет Иван.

Волонтеров становилось все больше. Работа продолжалась до холодов — успели очистить фасад и цоколь, подлатать кирпичную кладку, убрать старую краску с оконных рам и портившие вид спутниковые антенны.

Берегись автомобиля

Второй этап реставрации начался весной 2021 года и продолжается и до сих пор. Задача волонтеров — заменить двери и окна, восстановить ставни и утраченный козырек. Иван уточняет: второй этап значительно дороже, поэтому продвигается медленнее. Пока удалось найти только столяра, который начал изготавливать двери по примеру тех, что установлены на похожем старинном доме на улице Карла Маркса.

— К сожалению, образ тех дверей и ставней, которые украшали дом изначально, утерян. Здание горело в 80-х годах, и все элементы были уничтожены огнем. А фотографий, по которым можно было бы восстановить их внешний вид, нет. Сейчас мы ищем в архиве информацию по козырьку, но пока тоже безуспешно, — сетует будущий архитектор.

На окна и ставни по подсчетам «Том Сойер Феста» требуется около 200 тысяч рублей. Волонтеры надеются, что осилить смету и быстро закончить работы поможет фонд сохранения исторического наследия «Внимание». Заявка оформляется, параллельно активисты продолжают доделывать стены.

В планах у «Том Сойер Феста» восстановить советскую вывеску «Берегись автомобиля», которая висела справа на торце. К ней хотят подвести электричество и на корпусе дорисовать машину.

Что дальше?

В Ставрополе достаточно домов, нуждающихся в реставрации. Деньги на работы планируют собирать в том числе с продажи мерча — товаров с символикой фестиваля и достопримечательностей Ставрополя.

— Аптека Байгера, Тифлисские ворота, дом генерала Сахацкого, мельница Гулиева, «дом с привидениями». Вырученные средства пойдут на оплату работы столяра и не только. Собрав тысяч 30, можно взять в аренду пескоструйный аппарат и за один раз пол-улицы очистить, к примеру, — рассуждает наш герой.

Следующий проект движения — ансамбль на проспекте Карла Маркса. Три одноэтажки из керамического кирпича стоят подряд на первой линии, большой двухэтажный дом высится позади. Стены одного здания покрыты толстым слоем побелки, у другого — пластиковые окна и двери. Ни в одной постройке нет ставней на окнах, подчеркивает Иван.

История домов пока не известна. В чем уверен герой: после реставрации здания будут украшением краевого центра.

— Ставрополь нужно сохранять, иначе он станет многоэтажным и панельным. Согласитесь, комфортнее находиться в старом центре города, где чувствуется история, чем в районе панелек. В Ставрополе уникальная архитектура: много модерна, эклектики. Если это не сохранять, история города просто потеряется, — заключает Иван.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Мечты сбываются. 7 мест, где можно загадывать желания на Северном Кавказе
От «Мать-горы» до носа Кисы: куда отправиться, чтобы просить счастья, денег или любви — советы гидов
Трамвай и отель с видом на горы. Как изменится город-курорт Железноводск через 5 лет
ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. Продолжаем разбираться, как изменятся города-курорты Кавминвод
Аэросолярий, сухие фонтаны и новые турбазы. Как изменится город-курорт Ессентуки через 5 лет
ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. В серии материалов разбираемся, как преобразятся города-курорты Кавминвод
Отдохнуть душой и телом. Где провести новогодние каникулы на Кавказе
Отправиться за духовным просветлением, насладиться природой, полетать, словно птица, или погрузиться в бездонное озеро — Кавказ предлагает множество идей для новогоднего отдыха
Сила духа и новые горизонты: три судьбы защитников Отечества
В День Героев Отечества рассказываем истории трех ветеранов СВО, опыт которых — пример мужества и стойкости
Мой город: Кисловодск. Рассказывает Тимур Боровков
О зеленой алыче, лихих 90-х и походах с отцом за пончиками
Полная версия