Властям удалось вернуть домой 100 воевавших в ИГ дагестанцев
29 сентября 2016, 13:39

Порядка 100 из 900 дагестанцев, примкнувших к боевикам террористической организации «Исламское государство», вернулись домой благодаря программе адаптации. В Дагестане работает Центр по примирению и согласию, который помогает уехавшим воевать на Ближний Восток вновь встать на мирный путь. Однако возвращаться домой власти никого не упрашивают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«…Тогда они понимают, что фактически находятся в рабстве»
Вернуться из ИГ часто сложнее, чем туда уехать. Во-первых, не отпустят. Во-вторых — кто теперь им поверит в России, которую радикалы считают злейшим врагом? В Дербенте нашлись люди, которые верят

Дагестан — главный поставщик рекрутов для исламистских группировок Сирии и Ирака среди всех регионов России. Из этой республики воевать на стороне боевиков на Восток уехало около 900 человек. Власти Дагестана подчеркивают, что участвовать в программе по возвращению на родину и адаптации могут только те, кто не совершал никаких преступлений.

Домой попасть непросто

«Те, кто возвращается, получают соответствующее законодательству наказание. Мы работаем с людьми, если за ними не числятся какие-либо преступления, проводим программу адаптации, помогаем возвращению в реальную жизнь. Мы в этом заинтересованы», — рассказал «Известиям» глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Руководитель Центра по примирению и согласию в республике Севиль Новрузова отметила, что многие из тех, кто примкнул к боевикам хотят вернуться домой, но сделать это не просто — террористы не отпускают, а за попытку побега могут убить. Она пояснила, что большинство сочувствующих идеям экстремистов зачастую разочаровываются в том, что видят на Ближнем Востоке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
За кем охотится ИГ?
Вербовка длится пару недель, а вступивший в ряды террористов живет максимум три года. Как распознать капкан и не стать жертвой вербовщиков

«Сегодня парень вернулся из Сирии, пока готовятся документы для его возвращения, он находится в Турции. Он говорит, что вернулся, так как его обманули: приехав в ИГ, понял, что там нет религии и идеологии, только бандитизм, а, в частности, россиян используют как пушечное мясо, — рассказала Новрузова. — Эти молодые ребята понимают, что по возвращении в Россию их ждет наказание, и готовы сидеть в тюрьме, лишь бы не быть с террористами».

Вернуться никто не упрашивает

Она добавила, что желающие вернуться на родину сами выходят на связь, с сотрудниками Центра, с ними общаются и проверяют спецслужбы. Когда бывшие террористы возвращаются домой, они пишут добровольные явки с повинной. Часть из них освобождают от уголовной ответственности или присуждают условное наказание. С бывшими боевиками работают психологи. «Мы несем ответственность за этих людей. Постоянно переписываемся, видимся. Занимаемся их трудоустройством. У нас постоянный диалог, даже когда они женятся или разводятся, мы рядом», — пояснила Новрузова.

Она добавила, что тех, кто продолжает воевать, никто не упрашивает вернуться. «Дагестан считает их предателями родины. Это однозначно. Если человек воевал вместе с террористами, то за это должен отвечать. Вы видите, что в Дагестане совершенно по-другому сопротивляются терроризму, — заявил Рамазан Абдулатипов и привел в пример погибшего от рук бандитов полицейского Магомеда Нурбагандова.

Полная версия