Жители горного Дагестана собрали более 50 миллионов рублей на строительство дороги, которая пройдет в обход Гимринского тоннеля и свяжет равнинную часть республики с горными районами. Сейчас проложено уже больше половины трассы.
«Инициативная группа жителей строит дорогу без привлечения государственных денег, этот проект называется „Народная дорога“, или „Бузнаса нух“ (по-аварски — „Дорога предков“). Дорога пройдет в обход Гимринского тоннеля, от села Чиркей до места слияния рек Андийское и Аварское Койсу… Ее общая протяженность — больше 30 километров, сейчас проложено уже 17 километров, по данным инициаторов проекта, собрано уже больше 50 миллионов рублей», — сообщил ТАСС руководитель республиканского Агентства по предпринимательству и инвестициям Башир Магомедов.
Строительство ведется по правому берегу Чиркейского водохранилища, где еще в начале XIX века проходила единственная дорога, которая соединяла горные села с равнинной частью Дагестана.
Как сообщил представитель инициативной группы Исмаалдибир Шихабудинов, идея строительства дороги принадлежит Магомедкамилю Дибирову, который принимал участие в крупных республиканских стройках, в том числе строительстве Гимринского тоннеля и Чиркейской ГЭС. Сейчас Дибиров руководит строительством «Народной дороги», средства на которое собирают жители.
«Прямо на дороге установлена касса, куда любой может положить пожертвование — любую сумму денег, которые пойдут на возрождение „Дороги предков“… Я знаю людей, которые по тысяче рублей дали на это строительство, а кто-то дал миллион. Все взносы и все сделанные работы записываются в толстую общую тетрадь — сейчас она заполнена примерно наполовину», — рассказал Шихабудинов.
По его словам, люди вносят свой вклад не только деньгами — нетокорые бесплатно предоставляют технику, солярку или запчасти. «Сейчас на дорогу потрачено примерно 50 млн рублей, но работ там сделано миллиарда на полтора», — добавил представитель инициативной группы.
Строительство «Народной дороги» началось в 2015 году, завершить его планируют в 2019 году. Ширина дорожного полотна составит от 8 до 12 метров, также планируется возвести новый мост через реку Аварское Койсу. До конца следующего года планируется построить каркас всей трассы без твердого покрытия, в первое время она будет гравийно-грунтовая.
Новая дорога значительно сократит путь с равнины в 12 горных районов Дагестана. Как рассказывают жители, сейчас в случае закрытия Гимринского тоннеля по каким-либо причинам автомобилистам приходится делать крюк более чем в 100 километров.
Кроме того, новая дорога благодаря открывающимся по ходу следования видам станет одним из самых красивых маршрутов в Дагестане. «В одном месте уже сделана панорамная площадка, с которой на высоте 300 метров открывается панорама Чиркейского водохранилища. Это место будет интересно для туристов, а проезжающие смогут остановиться там, чтобы отдохнуть», — добавил Шихабудинов.
Существующая сейчас дорога, которая соединяет высокогорное село Гимры с Буйнакском и Махачкалой, идет через Гимринский тоннель длиной более 4,3 километра — это самый длинный автодорожный тоннель в России. Пропускная способность сооружения составляет 4 тысячи автомобилей в час.