{{$root.pageTitleShort}}

«Мы захотели ездить по нормальной дороге»

Как жители дагестанского города скинулись и сами вышли ремонтировать старый мост

На мосту через железную дорогу в дагестанском городе Буйнакске идет работа. Трактор вывозит груды мусора, рядом два десятка парней с лопатами расчищают землю от камней. Наемных рабочих среди них нет — все они жители близлежащих улиц. Деньги на ремонт собрали сами — больше 1 миллиона 800 тысяч рублей. Инициативу поддержал весь город.

— Мы у себя, так скажем, на районе собрались как-то вечером с ребятами — как обычно, человек двадцать-тридцать — и как-то спонтанно решили скинуться, — рассказывает один из работающих на мосту молодых людей Шамиль Магомедов.

Ему 28, работает в местном МФЦ. Живет на улице Советской — в микрорайоне, отделенном от остального города мостом. Из-за ветхости 105-летний мост превратился из когда-то двухполосного в однополосный — так что машинам приходилось уступать друг другу. Добираться в микрорайон можно и в объезд — но это значит иногда попадать в пробки, а для «скорой помощи» — терять время.

«Мимо никто не проходит»

— Все мы живем на Советской и постоянно ездили по этому мосту. И мы захотели ездить по нормальной дороге. Здесь проезжей части практически не было, передвигаться могла только одна машина. Но даже эта часть дороги была в дырах. У нас возникла идея эти ямы залатать. За вечер собрали около 50 тысяч рублей. На следующий день пришли на мост и поняли, что на ямы столько денег не уйдет; подумали: давайте сделаем что-то еще. Дальше — больше. Люди увидели, что тут толпа стоит, стали подъезжать, интересоваться. И почти каждый давал деньги. В первый день собралось сто тысяч, во второй — двести.

Шамиль Магомедов

В Буйнакске проживает около 65 000 человек.

Все это совпало с началом месяца Рамадан (священный для мусульман месяц поста. — Ред.) — и люди охотно давали кто сколько может: кто тысячу, кто пять рублей, кто двести. Стояла коробка, куда люди кидали деньги. Сейчас тоже иногда ребята по городу ставят коробки — и мимо практически никто не проходит. Есть и богатые люди, которые делятся крупными суммами.

Мы были приятно удивлены, что люди нам так доверяют. Уже через три дня мы начали ремонтные работы.

Дорогое удовольствие

— Стали интересоваться, кто занимается строительством мостов. Вышли на одного мастера, прораба. Человек не с улицы — 12 мостов построил. Он посмотрел, сказал, что поможет, направит своих рабочих. Больших денег с нас брать он тоже не собирается. Еще нам предлагают строительный материал по себестоимости.

Мост — это дорогое удовольствие. То, что можем, мы делаем своими руками. Например, сами разбирали ненужные верхние слои — отсюда 200 тонн мусора вывезли. Заливать будем в два раза меньше — чтобы снизить нагрузку на мост.

Хотим, чтобы он был и красивый, и безопасный. В планах расширить его на 1 метр 20 сантиметров. Дорога будет двухполосная, чтобы в обе стороны две машины могли спокойно проехать — но максимум «газель», не грузовики. Сам каркас моста трогать не будем, укрепим его и полностью поменяем дорожное покрытие. Фонари поставим, новые кованые перила, с обеих сторон сделаем пешеходные дорожки. Хотелось бы, скажем так, европейского уровня мост. Надеемся, что за месяц управимся.

Мы составили смету — на все это нам понадобится около 2 миллионов рублей. Уже, благодаря людям, собрали больше миллиона восьмисот тысяч. Открыли счет в Сбербанке — все-таки это деньги народа, я бы их у себя держать, например, побоялся. Ведем смету, вот купили лопаты — записываем, сколько и почем… Каждый может увидеть отчет. Пока недовольных среди нас нет.

К власти никаких претензий

— Ни в какие инстанции по поводу моста мы не обращались. Просто надеялись, что его отремонтируют. Но если бы они что-то хотели сделать — наверное, уже бы сделали. Может, нет у них такой возможности. Потом мы взяли ситуацию в свои руки — и все.

Сейчас многие пытаются политизировать ситуацию. Пишут в соцсетях: «На эти дела есть власть» — и так далее. Искусственно создают шумиху. Ну, зачем нам это? Мы не собираемся никого критиковать, это не в наших интересах. Я раньше работал в администрации города, состоял в молодежном движении и интересовался этим мостом, поэтому знаю, что это история долгая, мост состоит на балансе РЖД и ремонтировать его они не собираются… Решили своими силами. Это наш район, нам важно, что тут да как.

К администрации у нас нет никаких претензий. Но от нас требуют какие-то бумаги, документы, а мы не те люди, которые занимаются бумагами. Если бумаги нужны, они могли бы сами ими заняться. Нас оставили бы работать — и все.

«Мне нравится этот город»

— Не нужно бездельничать, сидеть в интернете, хаять в комментариях ту же власть или стравливать людей. На это свои эмоции и энергию лучше не тратить. Если ты можешь сделать лучше этот город — надо выйти из дома и начать что-то делать.

Здесь кому 20, кому 40, кому 50 лет — люди приходят со всего города и говорят, что в такой месяц хотят поддержать нас в благом деле. Ребята сменяют одни других, каждый день здесь такая толпа. Кто-то отпрашивается со своей работы, кто-то ничем не занят.

Я сам учился здесь, в филиале Белгородского университета, на экономиста. А сейчас работаю в МФЦ — очень рад тому, что туда устроился, не было никаких проблем. А так в Буйнакске, как и везде, непросто найти работу. Среди наших ребят есть те, кто своим бизнесом занимается, у кого торговля, у кого что-то еще. В свободное время кто спортом занимается, кто в парки ходит на прогулки. Есть большой стадион в достаточно хорошем состоянии, бассейн работает. Все, что нужно для небольшого города, есть.

Я бы хотел прожить здесь всю жизнь, мне нравится этот город — то, что он маленький, его простота, дружный народ. Это мой город. Как бы ни было — хорошо, плохо, я хочу здесь остаться. Хочу достойно прожить свою жизнь. Глобальных желаний у меня нет.

Магидат Абакарова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Вдоль Турчидага и обратно. Нестандартный маршрут по Гунибскому району Дагестана

Гора Маяк и Седло-гора, заброшенная дорога, причудливые камни и террасы, гнезда сипов и «голова удава» — все это можно увидеть, если пройти по пешему маршруту от местного географа

Трамвай и отель с видом на горы. Как изменится город-курорт Железноводск через 5 лет

ДОМ. PФ и Институт генплана Москвы разработали мастер-планы развития Ессентуков, Железноводска и Пятигорска до 2040 года. Продолжаем разбираться, как изменятся города-курорты Кавминвод