{{$root.pageTitleShort}}

Как найти работу мечты? 7 правил для соискателя

Самой крупной рыбой в реке становится та, что не клюет на приманку. А трудоустроенным специалистом — тот, кто не разменивается попусту и умеет выгодно продать свои таланты
1245

Говорят, на Кавказе нет работы, а если вдруг обнаружится вакансия, то пробиться на нее можно, только будучи чьим-то сватом, братом или троюродным племянником. Это не так: в регионе кадровый голод во многих сферах, работодатели готовы вылавливать профи и предлагать привлекательные условия — но только тем, кто покажет себя в лучшем свете. Как это сделать — расскажут универсальные правила, которые мы составили вместе с экспертом рынка труда, директором макрорегиона Юг компании HeadHunter Ириной Веретенниковой.

1. Помните: поиск работы — это тоже работа

Вы же готовитесь к рыбалке заранее? Так вот — с поиском работы то же самое.

Важно узнать максимум об организации, на чью вакансию вы откликаетесь. Сформулировать для себя, почему вы хотите работать именно там, — этот вопрос рекрутер непременно задаст. Отвечать на него общими фразами — значит проиграть собеседование.

От того, как вы отнесетесь к подготовке, зависит, будете вы выполнять неинтересные задачи за небольшую плату или попадете в хорошую компанию, где заботятся о сотрудниках и платят достойные деньги. Даже при одинаковом функционале в одной компании работник может получать 15 тысяч рублей, а в другой — 40 тысяч (плюс корпоративное обучение). Так что серьезное отношение к поиску — это важно.

Статистика: В СКФО по-прежнему по числу вакансий лидирует сфера продаж — 30% от общего числа предложений. Это общероссийская тенденция — продажи в топе во всех регионах страны. Востребованы также специалисты по банковскому делу, бухгалтеры, производственники, айтишники.

2. Не прыгайте выше головы

В реке не выудишь кита. Соизмеряйте свои амбиции с ситуацией на рынке.

Часто в резюме или на собеседовании соискатели просят или очень много денег, или очень мало. И то и другое плохо.

Если средняя зарплата для сотрудника вашей специальности — 28 тысяч рублей, нет смысла говорить, что вы хотите 45. Какими бы ни были ваш опыт и амбиции, в новой компании работник обычно начинает со средней зарплаты. Но упомяните на собеседовании, что в перспективе вы рассчитываете на рост дохода. Действительно ли вы стали полезным для компании человеком, станет ясно месяца через три — тогда и уместно завести речь о повышении зарплаты.

Статистика: В первом квартале 2017 года работодатели на Северном Кавказе в среднем предлагали соискателям зарплату в 29 000 рублей. Самая высокая зарплата в сфере строительства и недвижимости — 35 000 рублей. Средняя зарплата работников сфер продаж, производства, IT-специалистов и медработников — 30 000 рублей. У маркетологов и рекламистов — 27 500 рублей. Бухгалтерам и специалистам по управленческом учету на Кавказе готовы платить 23 500 рублей, административному персоналу — 21 000 рублей. Сотрудникам, только начинающим карьеру, — 20 000 рублей.

3. Ищите грамотно

Рыбу не ловят в ванне, а предложения от хороших работодателей не вывешивают на столбах.

Работу стоит искать на крупных надежных сайтах: они фильтруют вакансии и проверяют всех работодателей — так вы не попадете в лапы к мошенникам (кстати, совет: если вы пришли на собеседование, а вам предлагают что-то купить — сразу уходите).

Разместив резюме на сайте, не ждите, пока вас позовут, — откликайтесь на вакансии сами. Если у вас нет какого-то из требуемых в объявлении навыков, но вы точно понимаете, что это «та самая работа», — все равно откликайтесь. И будьте готовы обсудить этот вопрос на собеседовании и быстро восполнить пробелы в знаниях.

Работу не ищут в одном месте. Расскажите максимальному количеству людей, что вы в поисках. Возможно, друг вашего друга как раз ищет себе напарника.

Если вы точно знаете, где хотите работать, придите в офис этой компании или напишите HR-менеджеру письмо или сообщение в соцсети. Даже если мест нет, о вас узнают. Может быть, нужная вакансия откроется через месяц?

4. Составьте продающее резюме

Резюме — это наживка. Ответственно подойдите к его созданию.

Определитесь, на какой позиции вы хотите оказаться. Если вы многое умеете, например снимать и монтировать видео, редактировать тексты и вести группы в соцсетях, — напишите под каждую профессию (видеомонтажера, редактора, SMM-специалиста) отдельное резюме. Резюме, созданное под другую позицию, расскажет HR-менеджеру о вашей лени и незаинтересованности.

Работодателю важны ваши навыки, а не трудовая книжка: поэтому если вы не были оформлены в какой-то компании официально — все равно укажите этот опыт. С другой стороны, если запись в трудовой есть, но вы работали дворником, а сейчас претендуете на должность менеджера — в резюме эту информацию можно не указывать.

А вот все пройденные профессиональные курсы и полученные сертификаты упомяните обязательно. Не обходите стороной и пункт «увлечения». Умеете фотографировать, петь, играть в футбол? Напишите об этом. Работодатель нанимает не только профессионала, но и человека, который должен вписаться в команду.

Обратите внимание на фотографию. Фотографируемся на светлом фоне, в офисном костюме — никаких снимков с отдыха, с друзьями («я третий слева») или в свадебном платье.

5. Пишите сопроводительные письма

Одной наживки для успешной рыбалки маловато. Удочку нужно закинуть в правильном месте и иногда ею шевелить.

Рекрутер может так и не добраться до вашего идеального резюме, если вы не написали к нему сопроводительное письмо или сочинили штампованную отписку. HR-менеджера надо зацепить. Укажите в письме, что вы умеете делать и чем будете полезны именно этой компании именно на этой позиции. Не рассылайте всем одно и то же — адаптируйте текст под каждую вакансию.

Статистика: На прочтение сопроводительного письма у рекрутера в среднем уходит 15−30 секунд. Уважительно отнеситесь к его времени и пишите лаконично.

6. Выложитесь на собеседовании на все сто

Рыба клюнула? Подсекайте!

На собеседование надо приходить подготовленным. Потренируйтесь четко отвечать на возможные вопросы. Ведь по статистике вам надо обойти в среднем семь соискателей.

Если, придя в офис, вы поняли, что работать тут не хотите (неудобно добираться, не нравится атмосфера), все равно пройдите собеседование с полной отдачей. Во-первых, это хорошая тренировка. Во-вторых, HR-менеджер может порекомендовать вас коллеге из другой компании.

Будьте морально готовы к любому повороту событий. Существуют так называемые стрессовые собеседования, когда работодатель проверяет вашу психологическую устойчивость. Это может быть долгое ожидание или неуместные вопросы о личной жизни (тут допустима формулировка «Я пока не готов отвечать на этот вопрос, возможно, когда стану вашим сотрудником, мы вернемся к этой теме»). В любом случае для вас главное — не раздражаться. Отказаться от работы вы всегда успеете.

Статистика: В 2016 году в СКФО на одну вакансию в среднем претендовали 6 кандидатов; в текущем году, по прогнозам экспертов службы исследований HeadHunter, этот показатель вырастет до 7,2. Переизбыток соискателей в сфере добычи сырья (32 резюме на место), среди начинающих специалистов (20 резюме) и юристов (12 резюме). Не такая высокая конкуренция среди маркетологов (3 резюме на место), в автомобильном бизнесе (2,5 резюме) и в сфере «инсталляция и сервис» (0,9 резюме).

7. Перезвоните!

В ловле рыбы вашей мечты инициатива только на руку.

Нет, серьезно, перезвоните. Если после собеседования вы с рекрутером договорились связаться в течение недели, и вот прошло девять дней, а звонка все нет — поднимите трубку сами. Возможно, вы не подошли на эту вакансию, но есть и другая вероятность: рекрутер заболел, закрутился с делами, потерял ваши контакты… Позвоните — и узнаете точно.

Что делать выпускникам без опыта работы?

Согласиться на зарплату, которую предлагает работодатель, — чтобы получить опыт. В дальнейшем вы сможете «продать» наработанные навыки за бОльшие деньги. Если вы точно знаете, в какой компании хотите работать, постарайтесь за нее зацепиться и занять хотя бы административную должность. Зарекомендуйте себя с лучшей стороны и ждите, пока у работодателя откроется вакансия по вашей специальности.

Екатерина Филиппович

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка