"

Прокрутите Вниз

Башни

Визитная карточка селения – круглая средневековая сторожевая башня Акайла кала (XIII-XIV веков). Она венчает пирамиду старинных жилых построек, взбирающихся друг за другом на крутой склон горы.

Сооружение высотой около 20 метров построено из отесанного камня. Изначально в башне было 7 этажей, в том числе два подземных. Здесь несли караульную службу молодые воины – батирте.

Башня много раз перестраивалась. В XIX веке ее переоборудовали под жилой дом, а верхние этажи разобрали. В 2009 году сторожевую башню восстановили. Внутри организовали экспозицию, посвященную истории селения. Там же работает магазинчик с сувенирной и ювелирной продукцией, можно купить книги о Кубачи.

С верхней площадки открывается захватывающий живописный вид на Кубачи и окрестные горы, хорошо видна старая часть села, если, конечно, стоит ясная погода, потому что Кубачи славятся своими густыми туманами.

Один раз в два года тут проходит международная выставка печатной графики «Кубачинская башня». В этом году на биеннале было представлено более 100 работ в различных техниках – офорт, ксилография, литография, линогравюра. Отбор прошли 70 авторов из России, Германии, Италии, Мексики, Словакии и других стран.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Вторая башня расположена на северной окраине верхнего квартала, недалеко от базарной площади и годекана. Она уже давно используется как жилое помещение, ее верхние этажи разобраны. Жилые дома, пристроенные к бывшему фортификационному сооружению, изменили его внешний вид. В нем трудно узнать некогда грозную оборонительную постройку.

В древние времена к этой башне примыкала крепостная стена, защищавшая селение от вторжения неприятеля. Она тянулась с запада до базарной площади, где находится каменный арочный мост. Он выстроен вместо крепостных ворот, закрывавших въезд в верхний квартал селения.

Старые кварталы

Старые кварталы Кубачи создают впечатление экзотического средневекового города-крепости.

Местные жители называют свое село Угбаже. Несмотря на близость к даргинцам, кубачинцы считают себя отдельным народом, бережно хранят традиции и в то же время идут в ногу со временем. Здесь женщины до сих пор носят традиционное головное покрывало – каз, вышитое золотыми нитями по тонкой белой ткани со старинной бахромой.

Как и в давние времена, центр старой части села занимает базарная площадь, где сейчас расположены магазинчики и кафе, а по средам разворачивается базар – буйство красок и вкусов, место встреч и обмена новостями.

Кафе «В горах» – чистое и уютное место, где можно пообедать, а у панорамного окна в кофейне «Мархарай» (по-кубачински «заросли», а еще так называют вид традиционного растительного орнамента) можно выпить кофе, сваренный на песке. Вкусный кофе в турке варят и у подножия башни: у заведения нет названия, нужно просто постучать в окошко с вывеской «Чай, кофе, чуду».

Пройдя через ворота под мостом, можно спуститься в старые кварталы села, побродить по лабиринтам темных улочек-переходов, где то и дело мелькает кубачинский синий – цвет, которым раньше красили стены, двери, окна и стыки между плитами на полу.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Как верно подметил историк и этнограф Евгений Шиллинг, вся жизнь кубачинцев, вплоть до мелких бытовых моментов, насыщена богатейшим художественным материалом.

Кавказовед Шиллинг внес большой вклад в изучение села. В 1944 году он защитил кандидатскую диссертацию «Кубачинцы и их культура (этнографические этюды)». В том же году он возглавил крупную совместную экспедицию МГУ им. М.В. Ломоносова и Института этнографии АН СССР. Экспедиционные выезды в Дагестан 1944–1946 годов дали обширный материал для дальнейших исследований. В 2019 году благодарные кубачинцы установили памятную доску ученому.

В старых кварталах Кубачи можно заблудиться, замечтавшись и глазея по сторонам, а потом метаться по улочкам из тупика в тупик, ища нужную тропинку. В действительности навигация здесь простая: вверх – к годекану, базарной площади и башне, вниз – к джума-мечети и роднику.

Когда-то в старых кварталах кипела жизнь. Со временем жители начали переезжать в более комфортные условия в новую часть села или в другие города, а старые дома стали разрушаться. Видя, что село теряет свое наследие, новый директор Кубачинского художественного комбината Мурад Гаджияхьяев принял решение восстановить 200 домов. Работа уже началась.

Камнерезное искусство

О мастерстве кубачинцев было известно еще в раннем Средневековье, когда знаменитый аул был центром небольшого государства Зирихгеран, что в переводе с персидского означает «кольчужники». Самое древнее упоминание о нем относится к VI веку. В Зирихгеран входили аулы Кубачи, Сулевкент, Амузги, Анчибачи и несколько маленьких сел.

Кольчуги сейчас делают разве что в школьной мастерской, да и резчиков по камню и дереву в селе не осталось. Но в старой части села резные каменные архитектурные детали и горельефы с изображениями скачущих всадников, львов, драконов, барсов, единорогов, кроликов, других реальных и фантастических животных и птиц можно встретить повсюду.

К сожалению, у некоторых каменных животных и людей отбиты головы. Кто это сделал – завоеватели или иные миссионеры, уничтожавшие следы язычества, остается только гадать.

Предполагается, что резные камни с изображением животных и птиц, крестов – это наследие периода зороастризма и христианства. Верования в Кубачи проникали поочередно. Сменялись завоеватели, сменялись религии, пока не пришел ислам. Но до сих пор храмы огня – резные каменные камины – есть практически в каждом кубачинском доме.

Сами кубачинцы до сих пор удивляются, когда находят в кладках старых домов камни с изображениями, которые не замечали раньше. Каменные кубачинские рельефы хранятся в Эрмитаже, Лувре, нью-йоркском Метрополитен.

Искать резные камни и горельефы в стенах старых домов равносильно прохождению квеста - увлекательная игра с сюжетной линией и головоломками. Пройти этот квест можно самостоятельно, рассчитывая на свою наблюдательность, но лучше обратиться к местному гиду: вы и увидите больше, и услышите рассказ об устройстве местного быта и обычаях.

Мурад Асилалов – гид по велению души. Для человека занятого (он ювелир, инженер-электронщик и педагог) туристы – отдых и творчество. «Каждая экскурсия по селу как штрих, рисунок, картина. Не бывает одинаковых». Прогулка занимает от 4 до 9 часов – в зависимости от интересов и физической подготовки гостей. Ходить вверх-вниз по сельским улочкам – непростое занятие.

Дорога к роднику

Из нового в селе – почти достроенная бетонная лестница, ведущая от базарной площади через ворота под мостом к старой джума-мечети и далее к роднику. Спускаться удобно, лишь последнюю сотню метров приходится идти по вырубленным в толще камня или сложенным из камней старым ступеням, поросшим травой.

По пути редко, но все еще можно встретить кубачинок в традиционной одежде с водоносными кувшинами.

Самый уважаемый, большой кувшин для воды – мучал – без ручки, его носят за плечом. Пустой - он весит около 10 килограммов. Спереди для равновесия подвязывают малый водоносный кувшин – кутка, объемом 3 литра. Соединяет их широкая лента.

Если мучал опрокинуть набок, то издали его можно принять за пушку. Любой кубачинец расскажет вам легенду, как кувшины спасли родное село от войска персидского завоевателя Надир-Шаха в середине XVIII века. После длительной осады иноземцы отказались от штурма села и повернули вспять, приняв блестевшие на солнце горлышки мучалов за жерла пушек, размещенных на плоских крышах домов.

Ювелирное искусство

Со временем традиционные кубачинские ремесла – бронзовое литье, медночеканное и оружейное искусства, плетение кольчуг, резьба по камню и дереву – исчезли, трансформировавшись в ювелирное мастерство. Орнаменты, которые столетиями вырезались на камне и использовались при отделке оружия, были переведены на драгоценный металл – серебро.

Затем мастера начали использовать в ювелирном деле слоновую кость, инкрустацию золотом на железных клинках, выпиловку, филигрань, цветные эмали, глубокую резьбу, чеканку, чернь. Набраться опыта кубачинцы выезжали в Европу и на Восток.

Браслеты, кольца, серьги, подвески, шкатулки, блюда и кувшины, ложки и вилки, другие изделия из серебра прославили кубачинцев далеко за пределами родного села.

Детей обучали ювелирному делу не только родители, но и опытные мастера на школьных уроках труда. И сейчас при кубачинской средней школе действует школа искусств.

Серебро ручной работы можно купить в магазинах при Кубачинском художественном комбинате, у подножия сторожевой башни и внутри нее. Ювелирные лавочки разбросаны по всему селу.

Альтернативный вариант – попасть на мастер-класс к кубачинскому потомственному ювелиру, приобрести или заказать у него авторскую работу.

Открыта для туристов и ценителей изысканных изделий мастерская ювелира в шестом поколении Алибега Куртаева - ее легко найти на Яндекс.Картах.

Комната образцов Кубачинского художественного комбината

В этом году комбинату исполняется 100 лет. В советские годы он считался ведущим предприятием народных промыслов Дагестана. В 1990-е трудности со сбытом привели к банкротству. Но с прошлого года появилась надежда на возрождение комбината.

Лишь одно подразделение Кубачинского художественного комбината не закрывалось даже в самые тяжелые годы – это так называемая комната образцов, которую туристы именуют музеем. С 2013 года ею заведует Гаджиибрагим Никаев – замечательный рассказчик и энтузиаст.

В «музее» большое количество редких экспонатов, но основу экспозиции составляют уникальные работы лучших кубачинских ювелиров.

Золотая вышивка

Кубачинки славятся как искусные златошвеи. В селе каждая женщина – мастерица. Каждая умеет расшивать золотыми, реже серебряными нитями головные покрывала из тонкой ткани – казы.

В этом году на Кубачинском художественном комбинате впервые открылся золотошвейный цех, куда тоже можно попасть на экскурсию и даже попробовать самим вышить знаменитый кубачинский «огурец».

Руководит цехом Фатима Кишева, которая 10 лет занимается вышивкой. А еще Фатима – хранительница кубачинской башни.

Музей Ахмедхана Абу-Бакара

Музей первого народного писателя Дагестана, поэта, драматурга, основоположника дагестанской кинематографии Ахмедхана Абу-Бакара (1931-1991) расположен в здании кубачинской школы. По киносценариям Абу-Бакара сняты такие фильмы, как «Тучи покидают небо», «Адам и Хева», «Гепард», «Чегери», «Снежная свадьба», «Пора красных яблок», «Радуга семи надежд», «Загадка кубачинского браслета», «Тайна рукописного Корана».

Хранительница музея Зайнаб Канаева расскажет о жизни и творческом пути знаменитого литератора. В коллекции музея – собрание книг писателя, его дневники, письма, фотографии, личные вещи, более 180 рукописей.

Но большая часть экспозиции посвящена этнографии села Кубачи. Можно увидеть старинные предметы быта, коллекцию керамики, литые бронзовые котлы, медные и латунные мучалы и кутки, сосуды нукнус, похожие на ведро, используемые для хранения сыпучих продуктов.

В музее есть и коллекция традиционный костюмов – парчовые платья, шубка особого покроя с рукавами до локтя, современные и старинные головные покрывала.

Некоторые кубачинцы сдают в музей принадлежащие им редкие вещи на ответственное хранение, чтобы как можно больше людей могли их увидеть.

Домашние музеи

Во многих кубачинских домах есть не только ювелирные мастерские, но и небольшие домашние коллекции-музеи - хут наллахъал, которые постоянно пополняются. Кубачинцы – потомственные коллекционеры. В их генетический код вшито врожденное понимание ценности вещей.

Как правило, в кунацкой коллекция занимает две стены. На одной - плотными рядами от потолка до пола развешаны фарфоровые, фаянсовые, глиняные, медные, латунные блюда с различными орнаментами, гравировкой, позолотой. Среди них можно найти персидские, индийские, арабские, китайские, французские и русские тарелки, а также более грубоватые блюда из глины дагестанского производства с нехитрым орнаментом.

На второй стене предметы домашней утвари расставлены на полках. Здесь можно увидеть большие бронзовые котлы на трех ножках. В них готовят пищу по торжественным случая, например на свадьбу. Котлы меньших размеров, мучалы с крышками, напоминающими папахи, медные самовары, посуда с тончайшими орнаментами и арабскими письменами, изящные вазы, латунные нукнусы - все эти предметы переходят от одного поколения к другому. Чаще всего они передаются дочерям во время свадьбы. В Кубачи говорят: у кого много дочерей, у того и коллекция богаче.

Естественный перформанс

- Уезжаешь в Москву? Забери с собой туман, мне он не нравится, - напутствует кубачинская бабушка.

Здешние туманы могут накрыть село на месяц, а могут раствориться за минуту. Кварталы старого села в туман приобретают еще большую загадочность и таинственность. Дома то исчезают, сбивая с пути, то появляются вновь прямо перед тобой. Естественный перформанс.

Провожать закаты и встречать рассветы прекрасно в любом месте, но в Кубачи они особенно живописные. Закаты обычно туманные, а рассветы – прозрачные. По дороге в сторону покинутого села оружейников Амузги есть несколько смотровых точек - как правило, это стол с лавочкой. Кубачинцы любят посидеть «над селом» по вечерам, реже утром. Тут же можно сварить чай или кофе и любоваться окрестностями в золотых лучах закатного или рассветного солнца.

Плата за красоту, которую туристу предстоит увидеть в Кубачи, – плохая дорога. Лучше воздержаться от поездок в дождь. Но если за рулем водитель с опытом вождения в горах, опасаться не стоит.

Места размещения в Кубачи на любой вкус, большинство из них обозначены на Яндекс.Картах. Можно выбрать гостевой дом, где хозяева обеспечат вас не только проживанием, но и питанием. Альтернативный вариант – отдельный дом со всеми удобствами для большой компании или для семейного отдыха.