Многие думают о коврах как об изделиях чисто декоративных, но в их древних узорах спрятан сакральный смысл. Герман Кабирски уже 30 лет пытается его разгадать
Многие думают о коврах как об изделиях чисто декоративных, но в их древних узорах спрятан сакральный смысл. Герман Кабирски уже 30 лет пытается его разгадать
Ювелир Герман Кабирски часто побеждает на престижных международных конкурсах и считается одним из самых интересных мастеров в своей сфере.
Но Кабирски занимается не только украшениями. Вот уже несколько лет он работает над книгой о дагестанских коврах. Увлечение стало чем-то большим, чем просто хобби. В итоге Герман пришел к интересным выводам. О том, как старый с виду ковер может хранить тысячелетние тайны, что значит феникс и почему все началось в Месопотамии, — в нашем материале.
— Коврами я начал интересоваться еще в 90-е годы, когда открыл первый антикварный магазин в Махачкале, — рассказывает Герман. — Как раз в то время в республике случился ковровый бум: предприимчивые «бизнесмены» из-за границы массово ринулись в Дагестан выменивать старинные ковры на ширпотреб. И ко мне в магазин потянулись люди, желающие узнать стоимость дедовской «рухляди», за которую «добрые люди» готовы были им отдать новый с иголочки фабричный ковер. Именно тогда я впервые понял, как легко можно нажить себе врагов в ковровом бизнесе. Я называл людям реальную цену их семейных сокровищ, и меня начали тихо ненавидеть и скупщики ковров, и их оценщики.
Тогда же я купил несколько ковров для себя, даже не предполагая, что отныне буду искать дагестанские ковры по всему миру, покупая их на аукционах или через друзей-коллекционеров, живущих в разных странах. Чем больше становилась моя коллекция, тем глубже я погружался в «ковровую тему». Так у меня в доме появились английские и немецкие книги начала позапрошлого века — именно тогда в мире возник интерес к дагестанскому ковроткачеству.
Есть в моей библиотеке и трехтомник Латифа Керимова «Азербайджанский ковер», изданный в 60−80 годах прошлого века. Эта книга переведена на множество языков, коллекционеры и исследователи черпают из нее сведения. Но я со многим в ней не согласен, поэтому и решил написать свой труд.
— В первую очередь меня интересует иконография лезгинских безворсовых ковров — сумахов. Я потратил много времени, сравнивая идентичные узоры на сотнях старинных сумахов в поисках символов-первооснов.
Но проблема в том, что лезгинские, а также рутульские, агульские и цахурские мастерицы работали не по шаблонам, не по эскизам, а по памяти и наитию. И каждая из них привносила что-то свое. Это как в детской игре, когда ты шепотом говоришь соседу какое-то слово, а он передает его дальше по цепочке. И когда последний игрок произносит услышанное слово, оно уже не имеет ничего общего с первоначальным.
В итоге один и тот же символ со временем мог сильно измениться. Поэтому одинаковых сумахов нет и не бывает. Понятно, что в начале своего пути я не имел представления о том, где следует искать первоисточник — классический рисунок, который лежит в основе любого символа.
На сегодняшний день я изучил и идентифицировал около 20% «ковровых» символов. И пришел к однозначному выводу: лезгинские ковры, в отличие от среднеазиатских, персидских и китайских, не являются произведениями декоративного искусства. Каждый наш ковер — это зашифрованное послание-оберег. Так называемые драконовые сумахи потому и не продавались, что ткались исключительно для защиты дома и домочадцев от темных сил.
К слову, никаких драконов на них нет. Драконовыми эти сумахи назвали на западе, потому что композиционно они похожи на знаменитые драконовые ковры XVII—XVIII веков с зубчатым орнаментом, которые ткались в Кубе и в Карабахе. Но дагестанские сумахи появились гораздо раньше.
— Корни самых древних традиционных символов я отыскал, как ни странно, в Месопотамии. Началось все со знака «омега», который есть в большинстве драконовых сумахов. В Месопотамии это символ богини Нинхурсаг — «матери всех детей», богини деторождения, поскольку многие исследователи отождествляли «омегу» с женской маткой.
Потом было проще. Зная, где искать, я нашел на сумахах множество знаков родом из Месопотамии: крылатый солнечный диск, нимбы над головой, характерные для хаттов и хурритов, и многое другое. Среди прочего обнаружил целый пантеон месопотамских божеств. Минимум шесть различных композиций с мифическими существами. И внутри каждого из них все та же «омега». Знак того, что изображено не чудовище, чуждое людям, а защитник, хранитель очага, добрый союзник.
— Очень много на сумахах изображений птицы Феникс, соединенной со скорпионом. Это отсылка к Древнему Египту, Древней Греции — наследникам культуры Месопотамии. Там Феникс означает возрождение через очищение огнем, а скорпион выступает посредником между нашим миром и загробным. Связаны они потому, что оба обладают преобразующей силой. На мой взгляд, этот союз показывает нам возможность возрождения каждого из нас через боль и эмоциональное опустошение. Возрождения на более высоком уровне.
Некоторые символы надолго загоняли меня в тупик. К примеру, знаменитый соломонов узел на сумахах всегда выткан на фоне квадрата. Ни у евреев, ни у греков, ни у римлян, которые часто изображали его, я этого квадрата не нашел. Прошло несколько лет, прежде чем в книге Ариэля Голана «Миф и символ» я встретил идентичный символ. Самое интересное, что отыскал он его на одном из камней в селе Кубачи.
Второе такое изображение я нашел тоже на Кавказе, в монастыре Татев в Карабахе. Сам монастырь был сильно разрушен во время землетрясения, а позже восстановлен. Не пострадал от стихии лишь знаменитый качающийся столб, увенчанный албанским крестом (на фото). Так вот под этим крестом я увидел соломонов узел на фоне квадрата.
Сам соломонов узел ассоциируется больше с древней Грецией и Римом, с которыми Кавказская Албания имела достаточно близкие отношения. На мой взгляд, это трансформация одного из первых символов христианства, который сохранился в памяти лезгин очень глубоко.
Соломонов узел в квадрате являлся предтечей «лезгинской звезды». Этот знак для лезгин сакрален, так как связывает между собой три религии. Это символ шумерской богини Инанны, восьмиконечная звезда, которая перетекла в соломонов узел (крест), который позже трансформировался в исламскую восьмиконечную звезду, но в квадрате.
— Исходя из генетической связи Кавказа и Месопотамии, мы можем полагать, что дагестанские ковры, наряду с коврами из Анатолии и Загроса, являются самыми древними в мире. Но там с приходом тюрков ковры утратили свою смысловую нагрузку, а дагестанские, оставшись в изоляции, сохранили свою связь с Месопотамией. Прослеживается связь наших ковров и с Карабахом, который был частью Кавказской Албании. И, судя по знакам и символам, связь эта была достаточно тесной.
Интересно, что в более поздних табасаранских коврах орнамент связан в основном с христианской символикой. Эти послания, очевидно, тоже должны были выполнять роль оберегов, но при этом древних богов-охранителей заменил единый Бог.
Лезгинские сумахи. Слева направо: Южный Дагестан, 1870 год; Южный Дагестан, середина XIX века; Северный Азербайджан, 1920 год; Южный Дагестан, 1880 год; Северный Азербайджан, 1900 год; Северный Азербайджан, XIX век; Южный Дагестан, конец XIX века
Работа над книгой хотя и медленно, но продолжается. В ближайшее время планирую съездить в Иран, Анатолию, Ирак и Сирию, чтобы собрать дополнительный материал. Надеюсь, у меня все получится, и я смогу рассказать больше о тайных смыслах, зашифрованных в самых древних на планете дагестанских коврах.