СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ
Осетины – единственный народ Кавказа, живущий по обе стороны Большого Кавказского хребта. Единственный народ Северного Кавказа, говорящий на индоевропейском языке - потомке языка скифов, сарматов и алан. Причастность к аланскому наследию во многом определила национальное самосознание целого народа, древние обычаи сохранились не в этнографических музеях, а в повседневном быту осетин.
Общая площадь региона
Человек составляет население (на 1 января 2014)
Официальный язык:
осетинский, русский
Самый крупный город:
Владикавказ
"
ПРОКРУТИТЕ ВНИЗ
Владикавказ, раскинувшийся по берегам Терека, - «город у синих гор», один из самых живописных на Северном Кавказе. Он был основан в 1784 году как русская крепость, замыкающая «Аланские ворота» – Дарьяльское ущелье, самый короткий путь между Северным Кавказом и Закавказьем, известный с древнейших времен. Стратегическое значение крепости отразилось в ее названии: Владикавказ, «владеющий Кавказом». В 1860 году так стали называть и выросший здесь город.
От старой крепости не осталось ничего, но свое ключевое значение Владикавказ сохранил: обе перевальные дороги через Главный Кавказский хребет по-прежнему начинаются именно в этом месте – знаменитая Военно-Грузинская дорога по Дарьяльскому ущелью и участок Военно-Осетинской дороги, ведущий к современной Транскавказской магистрали.
Второе официальное название столицы Северной Осетии – Дзауджикау, в память о селении Дзауга, на месте которого сейчас стоит город. Исторический центр Владикавказа покоряет красотой многочисленных особняков, почти домашним уютом старинных бульваров и парков. Улочки старого города располагают к неспешным прогулкам и разглядыванию мемориальных досок. Здесь побывали почти все классики русской литературы, здесь родился Евгений Вахтангов, здесь жили Коста Хетагуров, Михаил Булгаков, Ольга Берггольц… Многонациональный Владикавказ старается сохранить связь времен и культур. В городе мирно сосуществуют православные и католики, мусульмане и иудеи. Один из самых узнаваемых видов христианского Владикавказа – суннитская мечеть на фоне синих гор.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
В Северной Осетии разработаны несколько туристических маршрутов, охватывающие знаменитые достопримечательности горных районов республики. Самый популярный из них – «Путешествие в Долину водопадов». Маршрут начинается в селе Кобан - это название известно всем, кто хоть немного интересуется историей и археологией. В 1869 году здесь был обнаружен могильник, предметы из которого дали имя целой культуре, кобанской, зародившейся и существовавшей на Кавказе в XIII – IV веках до нашей эры. Далее маршрут проходит через село Даргавс, рядом с ним находится самый известный из средневековых некрополей Северного Кавказа. В отличие от чеченского Цой-Педе и балкарского Эль-Тюбю, осетинский «город мертвых» прекрасно сохранился - все 97 склепов и величественная родовая башня, недавно восстановленная.
В солнечный день в окружении окутанных облаками гор «город мертвых» выглядит очень жизнеутверждающе. Этому способствуют и красота места, и туристы с фотоаппаратами, с любопытством разглядывающие лежащие в склепах древние кости. Конечная цель маршрута – Мидаграбинские водопады, чудо природы, открытое для туристов несколько лет назад. Летом гул водопадов слышен за многие километры: с окружающих отвесных скал в чашу долины обрушиваются 14 мощных потоков. В 1995 году исследователи обнаружили, что высота одного из водопадов, Большого Зейгалана, превышает 600 метров. Это открытие изменило список рекордов России: самый высокий водопад страны находится здесь, в горной осетинской долине.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
«Для Кавказа нартский эпос имеет такое же значение, как для западной цивилизации - легенды и мифы Древней Греции», – сказал американский лингвист, кавказовед Джон Коларуссо. Героические сказания о богатырях-нартах есть почти у всех народов Кавказа, но только в Осетии нартский эпос стал неотъемлемой частью национального самосознания. По мнению ученых, древнейшие сюжеты эпоса зародились около 3 тысяч лет назад среди индоиранских племен. Наследниками их культуры стали скифы, позже - сарматы и аланы, с которыми тесно связана история Кавказа. Каждый народ вплетал в древние сказания собственные легенды. За тысячи лет многие герои и сюжеты распространились по всей Европе. Исследователи уверены, что именно из кавказских версий эпоса греки заимствовали сюжеты о Прометее, о хитроумном Одиссее и великанах-циклопах. Нартские сказания содержат узнаваемые параллели со скандинавскими сагами, древнерусскими былинами и легендами кельтов. Сюжеты проникали в Европу вместе с миграциями ираноязычных племен: тех самых скифов, сарматов и алан.
Республика Северная Осетия - Алания, так звучит официальное название субъекта Российской Федерации. Алания – прямая отсылка к древнему государству алан, чьими потомками считают себя осетины. Нартский эпос, в глубокой древности зародившийся в ираноязычной среде и столь прочно укоренившийся в Осетии, - одно из подтверждений этой преемственности. Даже слово «нарт» имеет иранское происхождение и переводится как «мужчина», «герой». А осетины – единственный народ Северного Кавказа, говорящий на языке иранской группы индоевропейских языков, наследнике языка скифов и алан. Еще десять лет назад теория происхождения осетин от алан считалась незыблемой, ее подтвердили лингвисты и историки. Однако недавние исследования дали неожиданный результат: генетически осетины не связаны ни со скифами, ни с сарматами, ни с аланами, оставаясь при этом наследниками их культуры и языка. Загадка, которую современная наука пока объяснить не может.
Гигантский всадник вырывается из скалы у въезда в Алагирское ущелье, словно пытаясь взлететь над дорогой. Копыта могучего коня нависают над Транскавказской магистралью, связывающей Северную Осетию с Южной. Для туристов это необычная достопримечательность, для осетин – святилище: у подножия скалы устроена площадка, где можно остановиться и помолиться Уастырджи - покровителю мужчин, путников и воинов. Монументальное изваяние в Алагирском ущелье – один из редких в Осетии памятников Уастырджи. Зато плакаты и щиты с изображением благородного воина в шлеме и бурке, восседающего на белом коне, встречаются в Осетии повсюду. Особенно много их вдоль дорог, с обязательным пожеланием «Уастырджи де 'мбал!», в приблизительном переводе - «Да пребудет с тобой в пути святой Георгий».
Как языческое божество, герой нартского эпоса оказался христианским святым и получил его имя?В Осетии, крестившейся в составе Аланского царства еще в начале Х века, с новой христианской верой органично слились более древние традиционные верования, и этот мощный симбиоз существует уже одиннадцать веков. Защитник всего народа, посредник между богом и людьми, Георгий-Уастырджи – самый почитаемый небожитель в Осетии, его святилища самые многочисленные. Наиболее известное находится в Дзивгисе, но главное – Реком в Цейском ущелье. Женщинам запрещено появляться в Рекоме, им даже запрещено произносить имя Уастырджи. Осетинки называют его «лæгты дзуар» - покровитель мужчин или, в широком смысле, всех людей.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
«Вынеси-ка ты нам пирогов, маслом политых, сочным сыром обильно начиненных!» - так звучал один из обязательных пунктов меню нартского пиршества. Пироги, шашлык ахсырфамбал, черное пиво алутон, крепкая медовуха ронг - эти блюда и напитки осетинской кухни столь же древние, как сказания о богатырях-нартах. Пироги в Осетии – и повседневная, и обрядовая пища. Ритуальное значение они приобретают в дни большой радости (по религиозным, национальным или фамильным праздникам) или большого горя (похороны и поминки). Главный осетинский пирог – со свежим сычужным сыром. Он даже называется по-особому, «уалибах». Названия всех остальных пирогов – с картофелем, мясом, листьями свеклы, черемшой, капустой, тыквой - оканчиваются на «джин», то есть просто «содержащий что-либо».
В знаменитом обряде «три пирога» участвуют только пироги с сыром, приготовленные с соблюдением определенных правил. Например, даже в наши дни многие осетинки не позволяют себе печь уалибах с непокрытой головой. «Три пирога» на осетинском столе символизируют небеса (бога), солнце и землю. Пироги разрезают, не сходя с места и не вращая тарелку, на восемь частей – двумя крестами. На поминках на главный стол тоже ставят три пирога, выпивают первую рюмку — за бога — и убирают один пирог, средний. Ведь мертвым солнце не нужно. Каждая осетинская хозяйка может рассказать о древних обычаях и правилах, связанных с пирогами. Чтобы услышать эти истории и попробовать настоящие осетинские пироги, достаточно просто приехать в Осетию.
Куртатинское (Фиагдонское) ущелье начинается всего в 20 километрах от Владикавказа. Горы здесь не подавляют величием – они словно приглашают собой любоваться, даря взамен чувство полного умиротворения. По горным склонам разбросаны многочисленные древние памятники – родовые башни, дома, склепы, святилища, крепости… По сравнению с подобными историческими местами в Ингушетии и Чечне Куртатинское ущелье выглядит весьма обитаемым: помимо пары тысяч человек, постоянно живущих в горных селениях, здесь бывает много туристов и паломников. Сказывается не только культурная значимость ущелья, но и его транспортная доступность. По ущелью проложен туристический маршрут «Путешествие в страну нартов», но самые известные достопримечательности при наличии машины можно осмотреть самостоятельно. Обязательные остановки – древние башенные селения Дзивгис, Цимити, Халгон и Лац.
В Дзивгисе на 30 человек населения приходится 17 древних памятников, включая знаменитую скальную крепость XIII-XVI веков и храм Св. Георгия той же эпохи. Невозможно пропустить башню Курта и Тага, стоящую на высоком скальном выступе рядом с дорогой. Курта и Тага – легендарные братья, основатели Куртатинского и Тагаурского обществ, один из которых дал имя всему ущелью. Совсем рядом – неожиданный среди местных древностей советский «мемориальный уголок»: первый в СССР памятник Ленину, бюст Иосифа Сталина и очень трогательный мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Туристический маршрут обычно заканчивается посещением святых мест: в Хидикусе это современный Свято-Успенский Аланский монастырь, самый высокогорный в России, а в соседнем Харисджине – развалины церкви Св. Иоанна Крестителя и святилище Мады Майрам.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Казбек и Эльбрус – самые знаменитые вершины Кавказа. Казбек, как и Эльбрус, двуглавая гора, высота его главной, Восточной вершины 5034 метра. Обе горы – спящие вулканы: последнее извержение Казбека случилось в 750 году до н.э., Эльбруса – в 50 году нашей эры. Обе горы считаются простыми для восхождения, и обе чрезвычайно коварны. И Эльбрус, и Казбек входят в список восьми кавказских пятитысячников, семь из которых находятся в Кабардино-Балкарии и лишь один, Казбек, – в Северной Осетии, чем жители республики очень гордятся. Впрочем, половина Казбека принадлежит Грузии, но это нисколько не ограничивает туризм: достаточно оформить пропуск в погранзону. Первыми покорили Казбек в 1868 году иностранцы – англичане Фрешфилд, Мур, Такер и француз Девуассу. С тех пор гора пользуется огромной популярностью у любителей горных походов и начинающих альпинистов со всего мира – к вершине проложены маршруты со стороны Северной Осетии и Грузии, категории сложности от 1Б до 3Б.
Российские маршруты начинаются в Геналдонском (Кармадонском) ущелье и идут мимо печально знаменитого ледника Колка: в 2002 году сход ледника, известный как Геналдонская катастрофа, унес больше сотни жизней. Среди жертв – Сергей Бодров-младший и его съемочная группа. За последние 200 лет Колка срывался четыре раза, и многие ученые видят причину в воздействии на ледник спящего вулкана Казбек. Классическое восхождение на Казбек занимает около недели, включая подъем и спуск с остановками в промежуточных лагерях. Само восхождение к вершине от штурмового лагеря на высоте 4200 метров занимает один световой день.
БЛИЖАЙШИЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ:
Первой осетинкой у дирижерского пульта была Вероника Дударова, она же - первая в СССР женщина-дирижер, больше 50 лет руководившая крупнейшими симфоническими оркестрами страны. Но о существовании особой, осетинской дирижерской школы заговорили позже, когда Валерий Гергиев - художественный руководитель Мариинского театра, и Туган Сохиев - ныне главныйо дирижер Большого театра - уже были известны всему миру, а Северная Осетия продолжала исправно открывать новые имена: Тимур Зангиев, Георгий Албегов, Хетаг Тедеев, Дана Муриева… Для объяснения этого феномена даже придумали шутку о «дирижерских палочках», обнаруженных в крови осетин. Особая дирижерская школа в Северной Осетии действительно существует. В первую очередь, это люди - выдающиеся педагоги Анатолий Брискин, работавший с молодыми Гергиевым и Сохиевым, и Тамерлан Хосроев, помогающий раскрыться новым талантам.
Во-вторых, это уникальные условия, созданные в Осетии для молодых дирижеров. Здесь даже самые юные ученики имеют возможность работать с настоящим оркестром, с детства привыкают управлять огромным живым коллективом: ведь помимо музыкальной, это еще и серьезная психологическая нагрузка. Воспитанниками осетинской дирижерской школы можно считать не только уроженцев Осетии, но и в широком смысле всех, кто «обкатывал» свои студенческие программы во Владикавказе, не имея такой возможности в других местах: это Теодор Курентзис, Алим Шахмаметьев, Александр Сладковский и многие другие.
Село Ногир рядом с Владикавказом обладает уникальной особенностью. В пересчете на душу населения здесь родилось больше олимпийских чемпионов, чем где бы то ни было в мире. Не все из них выступали за Россию, но факт остается фактом: несколько лучших спортсменов планеты – уроженцы Ногира. Главная достопримечательность села – прижизненные памятники четырем олимпийцам, завоевавшим в общей сложности 6 золотых медалей. Борец вольного стиля Артур Таймазов, выступавший за команду Узбекистана, - трехкратный чемпион Олимпийских игр 2004, 2008 и 2012 годов. Его старший брат, тяжелоатлет Тимур Таймазов, - чемпион ОИ в Атланте (1996) в составе сборной Украины.
Борец вольного стиля Эльбрус Тедеев, тоже выступавший за Украину, стал олимпийским чемпионом в Афинах (2004). На Олимпиаде-2012 в Лондоне уроженец Ногира Алан Хугаев завоевал олимпийское золото в составе сборной России по греко-римской борьбе. Самый первый ногирский чемпион, 74-летний Руслан Плиев, в далеком 1972 году выиграл золото чемпионата Европы по вольной борьбе. Самый молодой, 18-летний тяжелоатлет Хетаг Хугаев, - победитель юношеских Олимпийских игр. В 2014 году село Ногир, «кузница олимпийских чемпионов», обзавелось современным спортивным комплексом для занятий спортивной борьбой, тяжелой атлетикой, боксом, баскетболом и мини-футболом.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Проект «Потерянная Осетия» важен не только для Северного Кавказа, но и для всей страны. В его основе – интерактивная карта, своеобразный каталог памятников архитектуры, культуры и истории. Таких объектов в базе уже 650, по Северной и Южной Осетии. Но есть на сайте другой «каталог», который и делает проект уникальным: список умирающих и брошенных сел. В нем пока 249 объектов, и цель «Потерянной Осетии» в том, чтобы эта цифра не росла, а сокращалась.
В отличие от туристических карт, «Потерянная Осетия» не просто фиксирует точки на местности. Это настоящая социальная сеть, направленная на самоорганизацию людей, помогающая привлечь волонтеров и активистов для решения проблем гибнущих сел и исторических памятников.
Автор идеи и руководитель проекта – частное лицо, режиссер-документалист Алина Акоефф, 10 лет назад переехавшая из Москвы в Северную Осетию. «Потерянная Осетия» до сих пор существует только на благотворительные пожертвования, а информацию для сайта могут предоставить все желающие. За годы существования проект объединил множество людей, стремящихся восстановить историческую память, а интерактивная карта приобрела важнейшее просветительское значение в двух республиках, разделенных границей на карте политической: Северной и Южной Осетии.