Современное искусство
Шерстью и кровью
27 мая, 2021
536
Не ковры и не тапочки — художница Милана Халилова из Кабардино-Балкарии решила дать новую жизнь войлоку и превратила традиционное адыгское ремесло в современное искусство

«Художник, работающий с войлоком и традиционными адыгскими образами в плоскости современного искусства», — так Милана Халилова определила себя в небольшой аннотации к персональной выставке «Колыбельная». «Колыбельная» — это не только картины и панно, висящие на стене, но и подвешенные к потолку и стоящие на полу арт-объекты, эксперименты с формой, объемом, цветом и светом. До 1 июня экспозицию можно увидеть в одном из залов Национального музея Кабардино-Балкарии в Нальчике.

Нужные вибрации

— Это то ощущение, когда в детстве вечером, набегавшись за целый день, ты идешь в сумерках и тишине по селу и чувствуешь, как в тебе пульсирует жизнь. Когда вечером длинного дня кладешь ребенка в люльку и, укачивая его, тоже погружаешься в транс, чувствуешь связь с каждой частичкой мира, тебе тепло и уютно. Это интимные переживания, которые я попыталась выразить в войлоке, — описывает художница Милана Халилова свои работы под общим названием «Колыбельная».

Художница отлично помнит момент, когда поняла, что у нее есть идея, которую она хочет выразить, и способность это сделать, но нужно решить, как именно это сделать: с каким материалом работать? Дизайнер и художник по металлу по образованию, Милана остановила свой выбор не на диджитал-искусстве и не на ювелирном мастерстве.

— Металл отбросила, холст и краски тоже: ну, не подружилась я с холстом за время учебы в колледже и университете. А вот войлок отзывался во мне, вибрировал именно так, как надо.

Как превратить традиционное адыгское ремесло в современное искусство? Милана вспоминает, что, когда ей задали этот вопрос впервые, она не то чтобы растерялась, но говорила долго и, по ее мнению, наговорила ерунды.

— Сейчас я бы сказала, что для меня важно уйти от закосневших представлений о том, как должно быть. Шерсть — это такой же материал, как масло или акварель, с ней можно делать что угодно. Я хочу показать, что войлок — это не только ковры или тапочки, что привычные традиционные формы, в которых его используют, — это еще не все. Мне хотелось, чтобы мои работы были объектом искусства, а не предметом быта.

Войлочный путь

Первой попыткой вписать ремесло предков в современный контекст был совместный с другими художницами проект «Войлочный путь». Они создавали сообща крупные полотна. Милана использовала традиционную черкесскую символику.

Дальше последовала пауза и сомнения. Оказалось трудно преодолеть блок в сознании: Милана сомневалась, что потянет крупную форму в одиночку. Этот страх она успешно преодолела самым простым способом — начала делать, а не бояться. Первая персональная выставка «Жыг гуащэ» («Древо жизни») имела успех не только в Кабардино-Балкарии, она «покаталась» и по соседним республикам. А с коллегой Русланом Мазлоевым, плетущим картины из рогоза с помощью традиционной техники, Милана создала общую экспозицию.

— В какой-то момент мы нашли способ играть с паузами, — вспоминает она. — На выставке в Сухуме это случилось ненамеренно, а потом мы стали осознанно размещать работы на разном расстоянии друг от друга, чтобы они играли друг с другом и друг на друга. В «Колыбельной» я добавила еще и свет, звук и видеоряд, чтобы усилить впечатление.

Правда, воплощать эту идею Милана не торопилась: затянули материнство и работа, а потом грянула пандемия. Возможно, художница и не решилась бы на «Колыбельную» прямо сейчас, если бы руководство Национального музея не искало интересный проект ко Дню памяти адыгов.

— И я сказала: «Я! У меня есть идея!» И на несколько месяцев погрузилась в работу. Почти четыре месяца занималась только проектом. Семья отнеслась с пониманием, но я, в общем-то, поставила их перед фактом: мне надо сейчас сделать это.

О женщине, но не о феминизме

Если в предыдущих работах читались вполне отчетливые отсылки к архаичным адыгским символам мироустройства и материнства, то «Колыбельная» - это гораздо более тонкая работа с первоисточниками. Не прямое цитирование, а фантазия на тему. По словам художницы, выставка — логическое продолжение близкой ей темы женственности и материнства.

— Так или иначе все мои работы начиная с дипломной анимации в колледже дизайна связаны с темой женского начала. С женщиной, но не с феминизмом. С женщиной-матерью, с женщиной-хранительницей.

При этом «Колыбельная» - это, конечно, эксперимент. Поставленные Миланой задачи решить традиционными «войлочными путями» не получилось бы — она чувствовала, что пора уходить не только от «формальных» адыгских символов, но и выходить за пределы плоскости. Работа с объемом вышла на первый план, а это значило, что нужны новые подходы к технике и к формированию экспозиции.

Милана стала искать в сети примеры работы с войлоком — не для вдохновения, а, скорее, ради насмотренности. Как делают другие и как можно сделать еще?

— Я увидела, как одна европейская художница работает в тандеме с архитектором. Этот пример мне помог. На меня здорово повлияло то, что в одной из работ она явно цитировала Матисса. Мне всегда хотелось, чтобы то, что я делаю, вызывало примерно такое же чувство, что работы этого художника.

Милана поняла, какой будет «Колыбельная»: подсветка, тени на стенах и потолке, неровные паузы между полотнами, видео, проецируемое на пустой участок белой стены, и музыканты.

— Ребята играли простые мелодии, но мы не стали оформлять выступление как традиционный концерт: вот тут стоим мы, вон там — вы, а теперь приготовьтесь, играем. Нет, они ходили среди зрителей, когда им хотелось, играли, когда нет, останавливались. Поначалу было забавно смотреть, как от них разбегались в стороны, но постепенно люди привыкли и даже заинтересовались таким подходом.

Что нужно внутреннему художнику

— Творческому человеку просто необходимо работать. Иначе он начинает разрушать или себя, или окружающее пространство, или все сразу, — объясняет Милана.

Художница отмечает, что ее подход к творчеству очень поменялся с годами. Если раньше она нагружала себя дополнительными заботами, то теперь творчество вышло на передний план.

— Как будто после тридцати в организме клетки меняются местами, и ты начинаешь понимать, что важно, а что нет. Поначалу, мне кажется, все мы, выпускники творческих вузов, очень серьезно и слишком трепетно относимся к слову «художник». В нас воспитали мысль, что надо заслужить право так себя называть. Со временем я стала думать проще, — признается Милана. — Я не считаю себя великим художником, нас сейчас много, творческих. И это хорошо.

Работать с галереями художнице из Нальчика оказалось сложно.

— Заграничные галереи, арт-базары и все такое прочее, я в это не смогу. Придется уйти в налаживание социальных контактов в таком объеме, что у меня не останется сил и пространства для того, чтобы творить, — предполагает она.

Но Милана нашла способ, как она говорит, «удовлетворить внутреннего художника». Для этого пришлось «спуститься с небес на землю» и запомнить: кто бы что ни писал, это окажется у кого-то на стене. А в галерее, дома или в офисе — не так важно. Приняв эту мысль, художница стала не только создавать то, что ей нравится, но и зарабатывать.

— Я сотрудничаю с дизайнерами интерьеров. Это очень удобно. Они всегда знают, куда впишется та или иная картина, и мне это нравится, — делится она.

Так, из тринадцати представленных на выставке работ несколько уже проданы, несколько обещаны в подарок, а фотографии остальных Милана планирует послать петербургским дизайнерам. Возможно, работы отправятся «по домам» прямо со стен выставочного зала, когда «Колыбельную» свернут.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Едем кататься. Обзор всех семи горнолыжных курортов Северного Кавказа
Собрали актуальные цены на ски-пассы, проверенные отели, кафе и выяснили, куда лучше отправиться новичкам и семьям с детьми, а куда — опытным спортсменам
Из следователей — в агрономы. Как появился знаменитый зольский картофель
Фоторепортаж с полей в предгорьях Кавказа — здесь собирают элитный урожай
Едем к водопадам. Осень в Чегемском ущелье
Все оттенки сепии и охры — в нашем ноябрьском фоторепортаже из Кабардино-Балкарии
«Опыт вслушивания в территорию». Что смотреть на фестивале современного искусства «Аланика»
Работы современных художников были представлены в малых музеях Северного Кавказа, а теперь их можно увидеть во Владикавказе
Не хычином единым. Как прошел гастрофестиваль «Вкус Эльбруса»
Блюда от шеф-поваров, музыка и ремесленные лавки. Праздник с видом на Эльбрус собрал гурманов со всей России
Что нового на Эльбрусе
Ярмарочная площадь, скидки на ски-пассы и другие новинки, которые приготовил к сезону курорт в Приэльбрусье
Полная версия