Просторная мастерская, запах кости, пыль от ежедневного творческого процесса и эмоции человека, кропотливо создающего свои творения. Коробки с еще не тронутыми рогами разных животных соседствуют с готовыми изделиями, инструменты всех видов и размеров, бормашинки. В центре этого мнимого хаоса наш герой — Алан Засеев — мужчина средних лет с доброй улыбкой и глазами цвета моря. Глядя на него, невозможно и предположить, через что ему пришлось пройти.
— Проблемы с ногами у меня начались более 10 лет назад. Ходил по врачам, но это мало помогало, — рассказывает Алан. — Перенесенный ковид дал осложнения именно на ноги. Обезболивающие препараты не помогали. После этого я перестал ходить и почти не чувствую их.
Спасение он нашел в деле, которое всегда любил, но которое оставалось простым хобби.
— Я с детства очень любил мастерить что-то, рисовать. Но одним рисованием и творчеством семью не прокормишь, приходилось зарабатывать другим способом, — говорит мастер.
В прошлом он был дальнобойщиком, сварщиком, работал в автосервисе. Брал старые ударенные машины, переделывал их, красил — создавал, можно сказать, новые. Теперь занимается тем же, но работает уже не с машинами, а с рогами. Сначала Алан не использует ни красок, ни лака: все цвета и блеск рога — его природные свойства, раскрывшиеся в умелых руках мастера.
Мастер работает с рогами быков, туров, яков, африканских буйволов, козлов.
— Благо, в Осетии мяса едят много, поэтому и рогов много самых разных, — шутит Алан.
Уже во время покупки наш герой может определить, есть ли у рога потенциал.
— Отличия в рогах всегда есть. Чем суше местность, тем они крепче. Даже с одной головы два рога могут сильно отличаться. Одним словом, каждый из них неповторим, — объясняет он.
Засеев будто разговаривает с материалом, понимает его характер. В процессе работы рог словно сам диктует, какую форму ему необходимо придать. Бывает и такое, что в рогах образуются пустоты в виде небольших пузырьков. По словам мастера, это происходит, когда животные сталкиваются между собой.
— В таком случае приходится немного переделывать рисунок, подстраиваться. Дырки, конечно, можно заклеить, да так, что никто и не узнает, но я хочу работать по совести, без обмана. Делаю то, что рог мне позволяет.
Не сосчитать количество изделий, которые изготовил Алан. Однако, как отметил сам мастер, того самого, которым будет гордиться, еще не создал. С выдумкой новых узоров порой бывают проблемы.
— Я не люблю повторяться. Это неинтересно. Единого стиля у меня нет, стараюсь работать в разных. Но, признаться честно, как бы ни старался, все равно проскальзывает осетинский национальный орнамент.
На работу с одним рогом уходит от трех дней до месяца в зависимости от рисунка и размера. Сначала мастер его грубо зачищает, наносит рисунок карандашом, затем вырезает его, используя инструменты от иголки и пилки для ногтей до бормашинки. Самое главное — довести его до блеска. Некоторые рога Засеев немного нагревает, чтобы согнуть и придать необычную форму. Алан признается, что и ночами бы не уходил из мастерской.
— Это занятие полностью увлекает меня. Настолько, что порой и поесть забываю. Могу за один раз 2−3 работы выполнить. Работаю над одним изделием, а в голову приходит идея для следующего. И когда с первым уже все становится понятно, перехожу к другому, пока вдохновение есть.
Рядом с Аланом всегда любящая супруга Елена, его главный вдохновитель, помощник, поддержка и опора.
— Без моей супруги я и дня не проживу. Она для меня все. И это не потому, что она за мной ухаживает и я полностью от нее завишу. Нет, так было всегда. И если у человека есть душа, то она моя душа, — говорит Алан.
— Благодаря своему делу Алан заряжается, оно придает ему сил. Он быстро начинает скучать, не знает, чем себя занять. Но стоит ему переступить порог своей мастерской, жизненные силы будто вновь возвращаются к нему. Я стараюсь делать все, чтобы он не падал духом, — делится Елена.
Северная Осетия богата разного рода мастерами: ювелиры, мастерицы, плетущие традиционные платки, резчики по дереву и другие. Но именно резьбой по кости занимается мало кто. Свою работу Алан Засеев считает данью памяти предкам, которые видели в роге не просто сосуд для питья. Держа в руке рог с осетинским пивом, они возносили молитвы к Всевышнему. Сам мужчина мастером себя не называет, говорит, он вечный ученик, потому что каждый раз открывает для себя что-то новое.
— Мне не у кого было учиться. Всем, что умею, я овладел методом проб и ошибок. И когда я вижу конечный результат, порой даже не верится, что это моих рук дело.