Мудрость
Войлок, камча и грандиозные планы. Как хранят традиции в семье года из Карачаево-Черкесии
12 декабря, 2025
Побывали в гостях у Камили и Руслана Баисовых — многодетных родителей, мастеров народных промыслов и победителей всероссийского конкурса

В 2025 году конкурс «Семья года» прошел в десятый раз. На участие подали 11 тысяч заявок. Лауреатами конкурса стали 89 семей, и одна из наград уехала в Карачаево-Черкесию. Победу в номинации «Семья — хранитель традиций» одержали Баисовы из Ногайского района.

Селение лучших семей

Выходной в доме Баисовых начинается так же рано, как и будний день: уже в пять утра Руслан и Камиля на ногах. В курятнике шум, петух подает сигнал — пора ухаживать за коровами, телятами, овцами, кроликами. Дети встают чуть позже, но у каждого свои обязанности. У Баисовых четверо детей: Ульяна, Султан, Аслан и Марьям. А еще племянник Ислам, которого супруги взяли под опеку, когда он остался без родителей.

Аул Икон-Халк, где находится дом Баисовых, почти сравнялся по численности с районным центром Эркен-Шахаром. Теперь он известен не только гостеприимством, но и тем, что здесь живет уже вторая семья года России.

— Честно говоря, я почти не надеялась на победу, — вспоминает Камиля. — Хотя после подачи заявки все равно заглядывала на сайт конкурса в ожидании итогов. Потом заработалась, забыла, и вдруг мне пишут из администрации района: «Поздравляем! Вы в числе победителей!» Я не могла поверить. Первой я рассказала свекрови как старшей в доме.

По возвращении из поездки в Москву, где под аплодисменты большого зала Национального центра «Россия» Баисовым вручали почетную награду, семью ждал сюрприз. Родные и близкие устроили для них праздник в родном дворе: шары, цветы, угощения. Но отдыхать некогда — дел невпроворот. Камиля — мастер по изготовлению войлочных изделий.

— К рукоделию меня приучила моя любимая бабушка Нурджамал. С малых лет я вместе с ней вязала носки, шапки, телогрейки. Выйдя замуж, я первым делом связала свекрам по безрукавке. Очень приятно им было, носили много лет, — говорит Камиля. — Каждая девочка должна быть приучена к ручному труду. Те ремесла, которыми испокон веков славился наш народ, не должны уйти в прошлое.

Такая приверженность традициям и стала одним из аргументов в пользу победы именно этой семьи. Муж Камили тоже является хранителем старинного искусства — Руслан один из немногих сегодня мастеров по плетению камчи. Для ногайца это не сувенир, а предмет повседневной жизни. В мастерской Руслан проводит все свободное время, изготавливая плети в подарок и на заказ.

Традиции и амбиции

О популярном сегодня тренде tradwife, пропагандирующем возвращение к традиционному семейному укладу, Камиля не слышала. Говорит, что иначе и не представляет семью, кроме как построенную на авторитете старших и уважении к супругу.

— Я вышла замуж в 18 лет. Мы были студентами, познакомились в общей компании. Сама я тоже родом из ногайского селения, но из Ставропольского края. В семье мужа меня приняли радушно, и я как невестка старалась понять правила, по которым здесь живут. Авторитет родителей — на первом месте; последнее слово — за главой семьи. При этом все относятся друг к другу с уважением и вниманием. Я приняла эти традиции и не пожалела об этом ни дня, — делится Камиля.

Женщина признается, что не видела себя в роли бизнес-леди или карьеристки. И как матери ей важно научить детей горскому этикету, обрядам и адатам.

При этом Камиля не пассивная хозяйка, а одна из самых инициативных женщин аула. Она выступала спикером проекта «Навигаторы детства», лидировала в региональном состязании «Родные — Любимые», а дочь Ульяна победила в столичном конкурсе, сыграв в ролике «Хочу в Москву» юную доярку, мечтающую побывать в белокаменной. Так что титул семьи года стал не первым достижением Баисовых.

— Поездка в Москву за наградой очень вдохновила нас, — признается Камиля. — Мы познакомились с замечательными семьями, теперь общаемся в чате, где состоят все участники конкурса из разных регионов. Там мы рассказываем о культуре своих народов, делимся опытом и даже рецептами традиционных блюд. А главное, конечно, — секретами мастерства. Есть немало семей, которые так же, как и мы, стараются сберечь наследие предков.

Спасение от печали

В хорошую погоду Камиля работает с шерстью на свежем воздухе. Рука с иглой умело вбивает узор в мягкое войлочное полотно.

— Это сухой метод валяния. Мокрый тяжелее, с ним мне помогают дети, причем в первую очередь мальчики, — улыбается Камиля.

К рукоделию женщина пришла после смерти отца. Решила занять себя чем-то новым, чтобы отвлечься, пережить потерю, и выбор пал на войлок.

— Я смотрела мастер-классы в интернете, изучала труды ногайских ученых. Семья поначалу не воспринимала мое занятие всерьез, но никто и не мешал. И первым изделием стало панно с родовой тамгой — нашим фамильным знаком. Так увлечение традиционными ногайскими ремеслами укрепило брак и объединило семью.

Три ковра для ногайской невесты

Сегодня Камиля — признанный мастер. Ее миниатюрная модель юрты, созданная на основе трудов этнографа Исмаила Мусакаева, хранится в музее центрального ногайского села Дагестана Терекли-Мектеб. Камиля также делает кийизы — войлочные ковры. Заказы поступают не только от организаторов выставок и музеев, но и от обычных сельчан.

— Сейчас работаю над тремя войлочными коврами для приданого невесты. А однажды мне даже заказали убранство юрты для ногайской семьи, переехавшей на Алтай. Не знаю, дойдут ли руки до этого. Сейчас у меня другие планы.

Камилю беспокоит, что знания о народных ремеслах и промыслах утрачиваются, и то, что раньше умела делать каждая вторая хозяйка, сейчас дано единицам. Чтобы это изменить, женщина получает второе образование — в Краснодарском государственном институте культуры. Диплом позволит ей с полным правом заняться осуществлением мечты — созданием площадки для обучения молодежи.

— Мне доводилось несколько раз давать мастер-классы по войлоку местным школьницам, и я была рада, что многим это интересно. Есть одаренные девочки, которые ловят все на лету. Мы просто обязаны передавать свои знания. И пусть приходят не только дети, но и взрослые. Это каждому под силу, — заверяет мастерица.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
120 лет стойкости и любви
Яха Хашагова жила и при царской власти, и в СССР. Сегодня 120-летняя женщина из чеченского села Алхазурово является старейшей жительницей России и мира. Последнее осталось подтвердить документально
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
Полная версия