Речь не про киберпанковый апокалипсис и не про восстание машин. И даже не про ставших привычными роботов-собак, роботов-прыгунов или танцоров. В Институте информатики Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук придумали и собрали робота-парковщика. Дизайн его лаконичен, а практическая польза на отдельно взятой тестовой стоянке доказана.
Идея создать систему для удобной парковки витала в воздухе, говорят в институте: жизнь все ускоряется, и главный ресурс для современного человека — это время. Роботизировать парковки сотрудники института информатики решили в начале лета — в первую очередь при организациях и торговых центрах. Существующая система со шлагбаумами часто не ускоряет процесс размещения авто, а только провоцирует мини-пробки. Роботы-парковщики же позволят, не создавая большую очередь на въезде на стоянку или во двор многоквартирного дома, отфильтровать поток машин.
Устройство выглядит как «раскладушка» с оттопыренными в стороны полосатыми «руками». В режиме ожидания робот напоминает букву Т. Когда на парковочное место, занятое роботом, подъезжает машина, водитель нажимает кнопку на пульте, «руки» опускаются, робот складывается — и авто паркуется поверх него. Машина уезжает, и робот внось расправляет «руки».
— Пока система очень простая: есть парковщик, есть пульт, с которого им можно управлять, — рассказывает Мурат Анчеков, заместитель председателя КБНЦ РАН по инновационному развитию. — Вполне логично, что одним и тем же роботом можно управлять с нескольких пультов. У нас есть несколько сотрудников, которые пользуются тестовым образцом, пока что никаких сбоев и проблем не было.
Над простотой использования, совершенствованием программного обеспечения и дополнительным набором функций продолжают работать. В перспективе — мобильное приложение, которое позволит бронировать парковочное место на стоянках торговых центров и других точек притяжения заранее. Это будет удобно и для людей с ограниченными возможностями, ведь оборудованное умным роботом парковочное место точно не займут недобросовестные участники движения, и для всех автомобилистов, считают разработчики. По их задумке, робот-парковщик — важная ступень к созданию так называемого «умного города». Встроенные камеры и искусственный интеллект не только позволят распознавать номер машины и соотносить его с данными бронирования через специальное приложение, но и осматривать днище автомобиля. В перспективе это может послужить и в борьбе с терроризмом.
Первый опытный образец работает на парковке института информатики больше месяца. Вскоре еще несколько роботов появятся возле других подразделений научного центра. Так испытания будут более объективными, считают создатели умного устройства.
— Нам важно понять, насколько этот образец удобен. Мы сами не можем быть объективными до конца, — объясняет Анчеков. — Всегда есть риск стать теми самыми увлеченными изобретателями, которые решают свою личную проблему, а не учеными, решающими общие. К тому же те моменты, которые нам как людям, разрабатывавшим робота с самого начала, могут казаться простыми, понятными и удобными, другой человек может воспринимать совсем иначе.
Пока ощутимых недостатков в работе не найдено, но разработчики продолжают исследовать слабые и сильные места своего изобретения. Между идеей и фактической установкой робота перед главным входом в институт прошло около двух месяцев, но это, говорят ученые, только потому, что организация параллельно делает сразу несколько проектов разного масштаба, и сотрудники занимались созданием робота-парковщика в свободное от других задач время. В противном случае реализовать идею удалось бы раза в два быстрее. Сейчас, когда робот тестируется, разработчики думают над важной проблемой — удешевлением производства. Пока о стоимости единицы робота-парковщика говорить рано.
— При создании первого образца мы не думаем о том, сколько какая деталь стоит, — говорит Мурат. — Когда нужна какая-то плата или камера, ставят то, что есть. Обычно это не самые дешевые варианты из возможных. Когда речь заходит о массовом производстве, понятно, что надо удешевить его там, где возможно, не теряя при этом качество и функционал.
К массовому производству будут готовы к концу года, уверяют в институте. Для этого у научного центра есть все — от квалифицированных сотрудников для создания программного обеспечения до 3D-принтеров, чтобы печатать детали, причем не только в полимере, но и в металле. Институт, по словам Мурата, сможет производить партии от 50 до 100 изделий разом. В Институте информатики говорят, что уже есть ряд организаций, проявивших интерес к их детищу. К тому же в будущем ученые надеются на сотрудничество с администрацией Нальчика.
Цель ученых — не заменить роботами людей, а облегчить им жизнь, подчеркивают разработчики. И робот-парковщик, который, возможно, совсем скоро станет частью городского пейзажа, не единственное их детище на этом пути.
— Как-то к нам пришел человек, выращивающий огурцы, и спросил, можем ли мы создать робота, который упростит процесс, — вспоминает Мурат Анчеков. — Такой вот фактически прямой заказ от потребителя.
Так появился робот-сборщик огурцов. Еще одно «сельскохозяйственное» устройство — робот, отбирающий пробы почвы.
— Есть опыты, которые ведут с 1948 года: люди выходят в поле, отбирают пробы, проводят биохимический анализ, составляют карты полей. Наш Институт сельского хозяйства заинтересован в роботе, который упростил бы этот процесс для человека, — объясняет Мурат.
По мнению ученых из института информатики, именно для такого рода полевых работ, тяжелых физически, когда человеку приходится совершать сложные действия вне зависимости от погодных условий, и нужны роботы.
— Суть робота-пробоотборника в том, что он вместо людей копает и собирает образцы почвы для анализа ее состава в жаркую или, наоборот, в холодную погоду. В любую погоду, в общем-то, — рассуждает Анчеков.
Человеку надо лишь составить схему поля и определять, в какой части нужны те или иные удобрения, и все это — не выходя из офиса.