Общество
Белая сестра Голубой мечети
9 декабря, 2021
2547
Джума-мечеть в Махачкале — самое крупное религиозное сооружение в Дагестане. На гостей республики белоснежный храм производит сильное впечатление. И есть отчего

Центральная мечеть Махачкалы вмещает 16 тысяч человек, уступая только мечети «Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда в чеченском Шали, где одновременно могут молиться до 30 тысяч верующих. Рассказываем, чем кроме масштаба удивляет главный мусульманский храм дагестанской столицы.

С помощью народа

— Нашу мечеть открыли в 1997 году к 200-летию имама Шамиля. Ее возводили турецкие строители по образу и подобию Голубой мечети в Стамбуле. Здесь те же особенности архитектуры, сочетающей классический османский и византийский стиль, у здания такой же главный купол, окруженный четырьмя полукуполами. Но наша мечеть отделана белым мрамором, и ее белый цвет — главное отличие от турецкого прототипа. Строилась она на средства одной из богатых турецких семей, и вышло так, что во время строительства погиб в автокатастрофе их сын — в память о нем мечеть получила название «Юсуф Бей Джами», — рассказывает экскурсовод махачкалинской джума-мечети Шамиль Курамагомедов.

«Джами» в переводе с арабского означает «собирающий», а «джума» — «пятничная». Оба слова в названии мечети говорят о том, что это соборная мечеть, в которой совершается пятничный намаз — обязательная коллективная молитва мусульман.

— Когда завершалось строительство, встал вопрос о том, чтобы постелить в мечети ковры для намаза. Имам призвал прихожан принести их из дома — у кого что найдется. Люди отозвались, в итоге ковров принесли так много, что в мечети их постелили в три слоя. Со временем они, конечно, истерлись, их заменили на большой цельный ковер. А несколько лет назад снова понадобилась замена — и снова имам снова обратился к прихожанам. Один из них полностью профинансировал замену ковра, но предпочел не афишировать свое имя, остаться в тени. Теперь в мечети снова новый ковер, — говорит Шамиль.

Помощь прихожан потребовалась и во время расширения мечети, вскоре после открытия переставшей вмещать всех желающих: изначально ее внутренние помещения были рассчитаны всего на 8 тысяч человек. Поэтому уже в 2005 году начали реконструкцию. В республике провели телемарафон, во время которого жители Дагестана пожертвовали на главную мечеть Махачкалы более 25 миллионов рублей.

Внутри стены джума-мечети, а также ее арки, колонны и своды расписаны растительными узорами и выдержками из Корана. Особым украшением служат невероятной красоты люстры, специально изготовленные в Дамаске — самая большая из них весит около тонны.

Призыв на молитву в белоснежной «Юсуф Бей Джами» разносится с двух 62-метровых минаретов. Время для мусульманской молитвы, намаза, наступает пять раз в день, мужчины и женщины совершают его отдельно. В мечети на первом этаже, застеленном зеленым ковром, традиционно располагаются мужчины, верхний — предназначен для женщин. Исключение составляет пятничная молитва, когда женщин в джума-мечети нет вообще.

— Это не значит, что женщинам нельзя присутствовать на молитве в пятничный день, но у нас просто не хватает места, поэтому оба этажа, а иногда даже двор, заполняют мужчины. Женщинам пятничный намаз не вменяется в обязанность, в отличие от мужчин, — объясняет Шамиль.

Отдел примирения и «шатер Рамадана»

Главная мечеть Махачкалы — не только место для молитв. Верующие люди идут сюда за советом, разрешением споров, помощью в сложной ситуации.

— Можно прийти к имаму, но есть и специальный семейный психолог, к которому обращаются с любыми вопросами, касающимися семьи. При мечети также есть «Центр создания семьи» — сюда могут обратиться люди, желающие вступить в брак, но еще не нашедшие свою «вторую половинку». Есть и специальный отдел примирения — сюда идут с самыми сложными вопросами между семьями или родами. Такие вопросы порой могут привести к очень серьезным последствиям, и задача отдела примирения — не допустить этого, помочь людям договориться, — говорит Шамиль.

А еще джума-мечеть — это образовательный центр, где могут обучаться люди любого возраста. Для взрослых проводят курсы по основам ислама и чтению Корана, а летом организуют занятия для школьников — ежегодно их посещают около 2 тысяч мальчиков и девочек. На территории мечети находится и благотворительный фонд «Инсан», который хорошо знают в Дагестане.

В священный для мусульман месяц поста Рамадан рядом с джума-мечетью устанавливают большой шатер. С наступлением темноты, когда у постящихся начинается ифтар — разговение, вечерний прием пищи — здесь накрывают столы с бесплатной пищей для всех желающих на 3−3,5 тысячи человек ежедневно.

— И в прошлом, и в этом году вместе с разговляющимися всегда в этом шатре присутствовали туристы, которые приезжают в Махачкалу и приходят в мечеть. Для разговения подают узбекский плов — очень хороший, с овощами, фруктами, пряностями. И туристы могут вместе с мусульманами попробовать этот плов, посидеть вместе за столом — у них остаются очень хорошие впечатления. Вообще, мне кажется, это красиво и это хороший пример гармонии в отношениях людей разных народов и разного вероисповедания, — говорит Шамиль.

Форма одежды — «скромная»

Шамиль Курамагомедов стал экскурсоводом в мае этого года. До этого молодой человек работал в отделе просвещения при дагестанском Муфтияте. Сотрудники этого отдела проводят духовно-просветительские лекции, беседы в школах, колледжах, вузах, других учреждениях.

— Профилактика терроризма, разговор о пороках общества — все эти темы мы поднимаем на наших лекциях. Наверное, потому что у меня есть такой опыт, меня назначили экскурсоводом. Туристы ведь задают много вопросов не только о самой мечети, но и о вере, и о многом другом. Спрашивают о мусульманской семье, о правах женщин, часто задают вопрос, практикуется ли у нас многоженство. Мы отвечаем на все вопросы, и пока что все наши туристы были довольны ответами, — рассказывает он.

Каких-то особенных требований для посещения туристами джума-мечети нет, главное — вести себя подобающим образом.

— Достаточно помнить известную всем поговорку «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Иметь даже не какую-то особенную, а просто скромную форму одежды. Если чего-то не хватает, то в мечети есть специальные халаты, отдельные для мужчин и для женщин, они находится в шкафчиках при входе, каждый может подойти и взять их. Вообще, по моим наблюдениям, в Дагестан едут интеллигентные, адекватные люди, которые стараются вести себя скромно, многие боятся сделать лишний шаг, чтобы не обидеть верующих, — говорит экскурсовод.

Скоро «Юсуф Бей Джами» перестанет быть большой в Дагестане — между Махачкалой и Каспийском строится грандиозный духовный центр имени пророка Исы, частью которого станет самая большая в Европе мечеть, вмещающая до 50 тысяч человек. Ее возведут недалеко от моря, у красивой аллеи, и уже сейчас понятно, что это место станет новым магнитом для туристов в Дагестане. Однако своего значения джума-мечеть в Махачкале не потеряет.

— Что 16 тысяч, что 50 — это просто цифры, — считает Шамиль. — Махачкала — город-миллионник, с учетом Каспийска мегаполис. К тому же сейчас все больше людей приходит к вере, совершают намаз. И если смотреть с этой точки зрения — это не такие уж большие цифры.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Вместо карьеры в Москве — вид на горы
Четыре истории девушек из разных уголков России, которые нашли свой дом на Кавказе. Что заставило их остаться в регионе?
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
«Я просто мама»
История женщины из горного Дагестана, которая воспитала десятерых детей, стала матерью-героиней и единственной опорой для семьи
Полная версия