Этот материал начался с того, что сын корреспондентки «Это Кавказ» головой разбил новую клавиатуру. Случайно. Та посмеялась над курьезом в соцсетях и получила совет отдать клавиатуру-неудачницу художнику Закарье Закарьяеву. Оказалось, автор делает из них фигуры и все время в поиске нового материала — на один объект может уйти больше 60 клавиатур. А через некоторое время открылась седьмая персональная выставка Закарьи «Трэш-ток». Это 78 персонажей, так или иначе связанных с интернетом. А вот как? Фантазия подсказывает десятки вариантов, а мозг мучается в поисках отгадок. Хорошо, что мастер рядом и можно спросить: «Как? Почему вы это сделали? Кто это?»
Оказалось, злополучная клавиатура обосновалась в руке Мистера Никто. Он стоит в первом ряду, натянув капюшон и сразу привлекает внимание: как из кнопок можно сделать струящуюся ткань? Но на это обращаешь внимание, только пока не увидел лицо. Вернее, то, что находится на его месте.
— Изначально меня просто засосала, вдохновила история человека, который в облике бедного путника ходит по миру, находит нуждающихся людей и помогает им. В Арабских странах люди снимали его на видео — ролики рассылают по WhatsApp. С рюкзачком такой, расспрашивает людей, попросит у них что-то — это такая проверка, и, если они хорошие, отзывчивые, он помогает им. Добрейший человек. Никто не знает, кто он, откуда у него деньги, поэтому я назвал его Никто.
Я остановиться не мог, делал-делал, сон не шел даже, только когда материал заканчивался, делал паузу. В процессе моя задумка уже поворачивалась по-разному. Когда на месте лица получился отпечаток пальца, я подумал: это как современные люди, анонимы из соцсетей, вместо лица у них только отпечаток пальца на клавиатуре. Это другое раскрытие Мистера Никто.
Сначала я думал, что лицо будет знаком бесконечности. Но вышло иначе. Творчество, оно же процесс такой. Увиденная картина, услышанное слово, некий образ переплетается с чем-то твоим собственным и получается, как с моей Девушкой-инфантой.
Колоритный и саркастичный персонаж — Девушка-инфанта. Дама, раскрашенная как гейша, на голове которой восседает маленькая девочка в длинном платье века барокко. Пышная юбка малышки выполнена из пластин, которые находятся под кнопочками в любой клавиатуре. Волосы дамы — из шнуров-резисторов.
— Вдохновили меня на нее два совершенно вроде бы разных персонажа. Первый — инфанта Маргарита с картины Веласкеса, я довольно часто от классиков отталкиваюсь. А второй образ — так и не повзрослевшая дама в преклонных годах. Очень взрослая женщина, застрявшая в маленьком ребенке. Вот эта маленькая девочка в ее голове и находится, она управляет ее действиями. Такие вечные девушки в солидном возрасте чрезмерно красятся, носят одежду юности и ведут себя довольно странно. Особенно часто они встречаются в соцсетях.
Кажется, что Инфанта — воплощение одиночества. Кругом стоят бомбиты, группа «афродагов» и популярных в соцсетях «королев», а она в сторонке, без компании, с боевой раскраской в надежде хоть так привлечь чье-то внимание. А вот следующие персонажи внимания совсем не просят. Оно мешает им исполнять коварные планы.
Самая незаметная композиция находится прямо в центре зала. «Серые кардиналы», одна из первых работ Закарьи, выполнены из светлых кнопок от устаревших клавиатур. Гору списанных компьютеров художник однажды нашел перед городским учреждением. Забрал — и получил новый импульс вдохновения. Это группа из шести персонажей, но обратили мы на них внимание только после того, как нас подвел к ним автор. Как так может быть? Проверяем на других посетителях. «А вы Серых кардиналов видели там, в центре зала?» - «Их там не было, надо еще раз пойти посмотреть».
В этом-то и был замысел.
— Да, я их специально делал такими, чтобы в глаза не бросались, они же так и живут, эти люди. Ты можешь даже не помнить, что они есть. И никогда на них не подумаешь. Вот эти впереди, в традиционных одеждах, — это кардиналы прошлого, которые часто правили королями и королевствами. Время идет, настоящие кардиналы и те, кого называют таковыми, не меняются, а вот одежда их приобретает свои особенности, их профессиональная занятость тоже. Вот это человечек из спецслужб, по роду работы он должен быть незаметным. А это ищейка, сыскарь, или вездесущий стукач. Человек с пенсне на глазу рассматривает, выискивает, записывает и передает «куда следует». Ну, а женщина в центре группы — негласный серый кардинал. Может тихо сидеть, быть незаметной такой, но управлять всем на свете. Они незаметны, но о них все говорят, обсуждают их заговоры, знают, что они где-то есть, но, проходя мимо, не замечают. Они же серые.
Эту группу мне подсказали сами серые кнопки. Из них я еще сделал группу «Целевая аудитория» - вон они, с отрешенными лицами и лапшой на ушах. Во многих моих работах есть маленькие подколы, секретики, я их делал больше даже для себя. Они вроде бы очевидны, но их не все замечают, потому что надо поискать, присмотреться, догадаться. Один могу вам показать, самый простой. Другие ищите сами.
Мы переходим к девушке с секретом. На ее бедре кнопочками выложено… нет, оставим эту тайну себе. Дама совершенно не изысканна и так навязчива, что, куда бы ни смотрел посетитель, она обязательно попадет на глаза. Глядя на нее, будто чувствуешь вес пышных форм, которыми она придавила тумбу. Мадам в одном чулке, в руке телефон, род ее деятельности совершенно очевиден. Для совсем недогадливых — название работы: «Тебе скучно, одиноко, позвони мне!»
— Эта женщина из тех, что выскакивают в спаме с просьбой «Позвони». Это бывают и очень вирусные девушки. Ну, в смысле нажимаешь на нее и попадаешь на сайт, который заражает твой комп. На губах у нее игровые кнопки — этот персонаж их использует именно так. Интернет полон соблазна, и она его олицетворение.
А вот Тетю Клаву мастер был вынужден поставить скромненько, в уголке, хотя ее место — главное. Она должна была встречать гостей, но после того, как несколько скульптур посетители уронили, ее облокотили на стеночку. Полное имя этой Клавы, конечно, не Клавдия, а Клавиатура.
— Решил: поберегу ее. Это одна из первых моих работ. Многое я на ней попробовал впервые, к примеру эти волосы. Делал и не знал: будут ли смотреться. Глаза у нее из кнопок «плюс» и «минус», зрение у нее один глаз плюсовой, другой наоборот. Кнопочки для губ красные, не крашеные. Ставить детальки я стараюсь со смыслом, рисунки и значки на некоторых использую для дополнения общей картины.
Дама эта очень популярная, сделать ее было совершенно естественно. Интернет охватил и объединил нас всех, все мы так или иначе знакомы с ней. Тетушка моя очень модная, я одевал ее в 2018 году, и тогда еще сложно было представить, что актуальным станет носить обувь разного цвета. Однако мы задали тон, выходит. Я вообще люблю все, что касается одежды, и мне нравится делать ее для персонажей. Присмотритесь, как Клава одета, наверное, и остальное станет актуальным: небольшая шляпка, юбка рыбкой, алая кофта. Может быть, все не просто так?