Драмкружки появились в КБР 100 лет назад, а первому профессиональному театру почти 90. Кроме того, на заре советской республики по районам гастролировали «синеблузники», смесь эстрадников и агитаторов. В военные годы в Нальчик были эвакуированы легендарные мхатовцы — В. Немирович-Данченко, В. Качалов, О. Книппер-Чехова, И. Москвин, М. Тарханов и другие. Они передавали опыт местным артистам, а Тарханов лично руководил некоторыми постановками.
Со временем от Русской драмы отделились национальные театры. Начиная с 1935 года и по сей день с периодичностью в несколько лет в институте им. Б. Щукина и ГИТИСе получают актерское и режиссерское образование кабардинская и балкарская студии.
Русская драма — первый профессиональный театр КБР — делит сцену с Музыкальным театром. В репертуаре — шедевры зарубежной драматургии, современные пьесы. И всё же русская классика в приоритете.
Премьеры этой весны уже оценили жители и гости Нальчика. «Бэла» по роману М. Лермонтова «Герой нашего времени» придется по вкусу любителям кавказского колорита. «Барышня-крестьянка» — гротеск, ирония, нетривиальная хореография и легендарный пушкинский текст. Сценография и костюмы обеих постановок решены в стиле книжной графики.
Здание Кабардинского театра в стиле архитектуры 30-х годов 20 века и после ремонта сохраняет винтажный шарм. Его балконы выходят на Атажукинский сад. А классическая конструкция зала делает театр лучшим в городе в плане акустики.
Репертуар — от античной трагедии до современной бытовой комедии. В афише — шекспировское «Укрощение строптивой»: динамичная постановка о вечном противоборстве мужского и женского.
В комедии М. Думанова «Парашют Уалия» на борту самолета «Нальчик — Москва» собрались яркие типажи — от легкомысленной девушки до священнослужителя. Самолет терпит крушение, парашют один, и человеческие пороки вскрываются беспощадным скальпелем юмора.
В Балкарской драме после капремонта одна из самых оснащенных сцен в городе. Стилистический диапазон репертуара — от академических постановок мировой драматургии до неожиданных авангардных решений. В весенней афише — уморительные «Вот тебе и инопланетянин» К. Мамучиева и «Африканец» А. Айларова. Гости Нальчика любят театральные концерты, на которых знакомятся с фольклором балкарцев.
Одна из лучших постановок театра — это «Потерянные» С. Раева по роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Легенда о манкурте, существе, лишенном памяти, убивающем собственную мать, и манкуртизме, страшной болезни современного общества. Завораживающая символика сценографии и бьющая в самое сердце правда актерских работ создают эффект катарсиса.
Коллективу Музтеатра подвластны самые разные жанры — опера, оперетта, балет, мюзикл. В репертуаре немало мировых хитов — «Травиата» Дж. Верди, «Иоланта» П. Чайковского, «Цыганский барон» И. Штрауса. Познакомиться с таким явлением, как национальный балет, можно, посмотрев спектакль «Волшебная свирель Ашамаза» по мотивам Нартского эпоса.
Среди премьер — музыкально-поэтический спектакль «Поцелуй луны» о жизни и творчестве С. Есенина.
Театр кукол расположился в историческом здании — доме князя Дадаши Малкарукова. Камерный, аккуратный — одним словом, кукольный, он работает по выходным.
В репертуаре — старые добрые сказки: «Дюймовочка» Г. Андерсена, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского и другие. Детям и родителям здесь определенно понравится — кроме удобного зрительного зала театр оборудован интерактивной комнатой с сенсорными игровыми и обучающими комплексами.
ТЮЗ сегодня принимает гостей на двух площадках — в многофункциональном зале в самом сердце старого Нальчика и в Центре культурного развития в одном из спальных районов.
Ставят не только сказки. Музыкальный вестерн «Вождь краснокожих» по мотивам рассказа О. Генри придётся по душе всей семье. Известный драматургический шедевр «Мой бедный Марат» А. Арбузова — пронзительный рассказ о любви и дружбе в блокадном Ленинграде. Спектакль особенно актуален в год 80-летия Великой Победы. Смелая весенняя премьера «Морфий» по рассказу М. Булгакова — это эффектная постановка о зависимости, распаде личности, рассказанная современным театральным языком.