Стиль
«Чуть-чуть бы меньше стразов…»
16 декабря, 2015
5391
Они следят за мировыми брендами, но не хотят быть похожими на других. Их работы стоят от 3 тысяч до 3 миллионов рублей. Как строится, чем вдохновляется и куда движется чеченская индустрия моды

Если погулять по Грозному, пообщаться с модными девушками и заглянуть в главные торговые центры, то даже непросвещенному обывателю станет очевидно — в городе любят одежду от местных дизайнеров. Клиенты ценят их за индивидуальный подход и хорошие ткани. А сами дизайнеры стараются разнообразить свои коллекции и сутки напролет изучают модные инстаграмы и творения великих кутюрье.

Зарима Яхаева, Firdaws: «Женщина не должна быть открытой»

Модный дом Firdaws, основанный женой Рамзана Кадырова Медни, знаменит не только в Грозном: марка участвует в конкурсах и показах по всему миру. В коллекции бренда можно найти самые разные модели мусульманских нарядов, а стоимость некоторых свадебных платьев достигает нескольких миллионов рублей. Главный магазин Firdaws расположен в центре Грозного, рядом с проспектом Путина. Мужскую и женскую зоны разделяет профессиональный подиум, на котором марка демонстрирует свои коллекции. Здесь же за стеклянной стеной расположен и цех по пошиву одежды.

Зарима работает главным дизайнером дома со дня его основания. Давая интервью, она не отвлекается от процесса: отвечает на вопросы прямо в холле магазина, где в этот момент юная невеста выбирает ткани для свадебного наряда. На самой Зариме сине-белое платье в стразах и платок светлых оттенков. «Это рабочее», — отмахивается она в ответ на комплимент. И добавляет, что на выход выбирает только наряды от Firdaws.

— После военных действий в Чечне наши женщины стали одеваться по-европейски: появились короткие юбки, короткие рукава. Пока шла война, многие уехали из республики, а потом вернулись и принесли сюда другую культуру, в том числе и то, что было не очень близко чеченскому менталитету. Это натолкнуло Медни Кадырову на мысль делать одежду, соответствующую чеченским традициям: длинный рукав, юбка в пол, закрытый вырез.

Кстати, сейчас европейские дизайнеры-модельеры сами стали создавать более скромные коллекции с длинными платьями без декольте. Это и есть исламское видение моды: женщина не должна быть открытой. Так что восток оставил свой след в модной индустрии.

В Firdaws трудятся около ста человек. Компания может позволить себе работать во всех сферах сразу: повседневная одежда, праздничная, индивидуальные заказы. Наша самая маленькая коллекция насчитывает порядка 20 вещей, средняя — 30−40, а самая большая была сделана для показа в Дубае, в ней было 72 изделия. Коллекции делятся на сезоны: осень, зима, весна, лето.

Наши вещи стоят от 3500 рублей и выше. Были свадебные платья стоимостью 3 миллиона рублей. Коллекционные изделия из эксклюзивных тканей, со сложной технологией кроя, вышитые вручную, стоят 300−500 тысяч рублей. Но надо понимать, что половина этой суммы уходит на ткань.

Ткани и фурнитуру мы берем в замечательных бутиках в Москве. В Милане тоже есть отличные фабрики, как раз там мы покупаем наиболее дорогие ткани. Но у Медни Кадыровой уже давно была задумка создать собственные ткани Firdaws, и вот наконец-то мы ее осуществили. Новая коллекция будет пошита из тканей нашего дома и получится необычной и очень красивой.

К нам за одеждой приходят женщины разного возраста. Есть и детские коллекции, и мужские. Нам было важно, чтобы мужская одежда соответствовала национальным традициям, которые подразумевают скромность и сдержанность. Вначале мы шили мужские костюмы для пятничных посещений мечети. Они имели спрос, и мы решили развиваться дальше, шить повседневную одежду, классические костюмы. Сейчас выпускаем для мужчин и верхнюю одежду. Например, на Volvo Fashion Week мы показывали мужскую коллекцию. Нас очень хорошо приняли и публика, и критика.

Firdaws стремится создавать новые рабочие места. Для этого мы открыли курсы дизайна женской одежды. Обычно этому учат 3−4 года, но мы сократили программу, наши курсы идут ровно год. Девушки практически целый день пять раз в неделю занимаются. В программу входят дизайн, эскиз рисунка, технология кроя, конструирование, моделирование. После окончания курсов кто-то остается работать у нас, а некоторые открывают свои ателье.

Мы не хотим быть похожими ни на кого, дом моды Firdaws ведет свою линию. Но если говорить о других модельерах, мне очень нравятся работы Elie Saab, Zuhair Murad. Из наших российских — работы Зайцева, Юдашкина, Чапурина.

Роза Махагова, Makhagova:
«Предпочитаю делать одежду для мусульманок»

Открытая, общительная Роза, одетая в лаконичную блузку и темную юбку безупречного кроя, — идеальная реклама для одежды собственной марки. Роза училась в Москве, потом стала шить сама, а в прошлом году на Grozny Fashion Week выиграла приз в номинации «Кутюрье Кавказа». Платья Розы можно купить в бутике «Милан», он находится в главном торговом центре Грозного.

— Сначала я просто шила на заказ, затем стала работать с дизайнерами в Москве. В столице я прожила семь лет, среди прочего готовила коллекции и для VFW. Но со временем мне захотелось делать что-то свое. Так появился свой бренд. В основном это мусульманская одежда, но на конкурсы я еду по принципу Дейла Карнеги: «Идешь на рыбалку — бери с собой не джем, а червяков». Я понимаю, что не все разделяют мое видение, и готова предложить потенциальному покупателю то, что он хочет. Поэтому на конкурсах у меня представлены разные платья: короткие, открытые, прозрачные. Но сама я предпочитаю делать одежду для мусульманок. Огромное количество дизайнеров работают для европейских покупателей. Девушка, например, может пойти в магазин и без проблем купить себе любое платье из натуральной ткани. Мусульманки в этом плане ограничены. Одежда, которую привозят из арабских стран, зачастую очень низкого качества, плохо и неграмотно сшита. А мне хочется, чтобы мусульманские девушки могли одеваться стильно и удобно, в одежду из дорогих и хороших тканей.

Работаем мы вдвоем: я и моя сестра Хайда. Сестра — сильный конструктор, может создать очень сложные конструкции, а я больше технолог. Люблю тонкие богатые ткани, шелк и бархат, хотя обычно портные их ненавидят. Когда заказов слишком много и мы сами не справляемся, нам помогают трое рабочих, но действуют они исключительно под нашим руководством.

Вообще-то, с детства я увлекалась языками. Каждый раз, садясь за швейную машинку, говорила, что в будущем все равно буду заниматься чем-то другим. Но вмешалась война. Я всегда сравниваю свою жизнь с судьбой Никколо Паганини, которого посадили в подвал. Отец давал ему скрипку, хлеб и воду. И вот он, хочешь не хочешь, научился играть и стал великим. Судьба распорядилась с моей семьей схожим образом. Во время войны мы переезжали с места на место, отец болел, нужно было как-то выживать. Мы зарабатывали только шитьем. Когда 15 лет делаешь одну работу, привыкаешь к ней и начинаешь думать, как использовать свой опыт дальше. Так дизайн одежды превратился в любимое дело. Сейчас это занятие приносит мне не только удовольствие, но и доход.

Чаще всего мы шьем платья, но на заказ делаем все, что хочет клиент. Наша одежда стоит от 5 до 15 тысяч рублей. Я сотрудничаю с другими бутиками, шью по индивидуальным заказам и обучаю девочек шитью. Для этого открыла облегченные трехмесячные курсы. За это время не научишься шить сложные пальто, работать с кожей или мехом. Но научиться шить платья, блузки и юбки вполне возможно.

Важно понимать вот что. Нет принципиального различия в стилях. В мусульманской моде тоже присутствует и классика, и авангард, и кэжуал. Можно комбинировать европейский стиль с восточным, если помнить правила: мусульманская одежда не призвана обращать на себя излишнее внимание, она подразумевает скромность и тихое обаяние. Главное, без вульгарности.

Мне нравится стиль Armani. Я вообще предпочитаю минимализм, строгие классические линии. Нравится безумная ручная работа, которую делает Карл Лагерфельд для Chanel. Очень нравятся работы японского дизайнера Shingo Sato. Он не такой известный, как Elia Saab и другие, но творит необыкновенные вещи. В Японии очень сложные техники, и он их использует в одежде. И эти совершенно немыслимые конструкции…

В молодости я надевала все, что попадалось под руку. Сейчас для меня важно, чтобы ткани были натуральными, а запястья рук — открытыми: ведь руки — мой главный инструмент. Я не ношу никаких украшений на руках, потому что они мешают работать. Предпочитаю практичную одежду. Могу надеть на себя вещи разных стилей и выйти, хотя сама придираюсь к окружающим. Иногда даже ставлю им оценки: пять, четыре, кол. Думаю: ну как можно было так выйти? А в чем сама хожу, даже не смотрю. Объясняю своим клиенткам, что я делаю красивыми людей, а не себя. Я в тени, а вы блестите, сколько хотите.

Я верю, что мы на Кавказе сами будем создавать моду. Нужно поговорить со своими коллегами-дизайнерами и повернуть моду в нужном направлении. Почему бы нет? У нас и сейчас идет живой диалог со всеми дизайнерами на уровне республики, можно этот же диалог вести на уровне Кавказа. Вот если чуть-чуть убрать изобилие стразов, через 10 лет в индустрии моды на Кавказе все будет замечательно.

Иман Макшерипова, Padam: «Люблю спортивную одежду»

Целые дни Иман проводит в небольшом магазинчике в одном из крупнейших торговых центров Грозного вместе с новорожденным сыном. Говорит, что малыш ей совсем не мешает: когда он рядом, она может работать весь день. Девушка не только шьет, но и сама продает свою одежду. На интервью она пришла в чудесном платье, которая сшила сама.

— Все началось в 2011 году. Мне тогда было 18 лет. Я подала заявку на конкурс «Кутюрье года», он тогда впервые проходил в Чеченской Республике, и заняла первое место в трех номинациях: «Светский раут», «Город», «Этно». Никто не верит, но первую коллекцию из семи платьев я сшила сама, без мамы. Тоже до сих пор в шоке, как у меня это получилось. Просто у мамы со здоровьем были проблемы, и она не могла мне помочь. Но она сказала: «Я знаю, что у тебя получится. Раз мы начали, надо продолжать». И, чтобы не разочаровать ее, я решилась. Мне помогала моя двоюродная сестра, и за три дня мы сшили эти семь вещей. У нас было очень красивое платье, полностью из пайеток, а в то время этот тренд только начинался. Многие говорили потом: «Да она заплатила, вот и выиграла». У нас, у чеченцев, любят так говорить, но я-то знаю, что ни копейки никому не платила.

В 2012 году в Москве на международном этапе «Кутюрье года» я заняла второе место в номинации «Этно». У меня была белоснежная коллекция со стразами, жемчугом, ручной вышивкой, я хотела показать всю красоту нашего Грозного. Председателем конкурса тогда был Вячеслав Зайцев, он пригласил меня на стажировку к себе в модный дом, где я провела три месяца. Я хотела продолжать, но по семейным обстоятельствам не получилось.

У нас в семье все были портнихами: сначала бабушка, потом мама. Меня с детства окружала эта атмосфера шитья, придумывания фасонов. С 10 лет я уже помогала маме менять нитки в машинке, занималась инкрустированием. Оно у меня и сейчас лучше получается, чем шитье. Так и появился бренд Padam. Назвала в честь мамы, все мои достижения — благодаря ей.

Мы шьем всё и для всех. У нас есть одежда и для детей, и для бабушек. От пеленок, распашонок, нижнего белья до вещей для светского раута. Но при этом мы не повторяемся. Например, платье одного фасона бывает пяти размеров — и все, больше мы его не шьем. Только если нас просят индивидуально.

Над коллекциями, которые мы выставляем на подиумы, работают четыре человека: я, моя мама и две двоюродные сестры. Я не зацикливаюсь на сезонах. У меня могут быть даже летние шифоновые платья зимой. И на такие платья много покупательниц. Мы шьем и по индивидуальным заказам. А если намечается показ — все силы отдаем ему.

Блузки и юбки у нас стоят от 5 тысяч рублей, платья чуть дороже. Самое дорогое платье, с эксклюзивной тканью, будет стоить 100 тысяч. У нас было свадебное платье с подолом длиной 52 метра, и оно обошлось в эту сумму.

Меня вдохновляет Шейха Моза. Мне нравится ее стиль, характер. Хотя немного о ней знаю, только по журналам, но мне она нравится. Она и грубая, и нежная, и сильная женщина. А из дизайнеров, конечно, Зайцев. Я помогала ему создавать коллекцию на прошлогодний осенний Volvo Fashion Week: вышивала, гладила, участвовала в примерках.

Сама я люблю спортивную одежду. Но, к большому сожалению, нам нельзя носить брюки. Могу надеть огромный балахон с юбкой, кроссовки и пойти. Как-то я работала, на мне был свитшот, какая-то ужасная джинсовая юбка и такие же ужасные балетки. Мы делали коллекцию к GFW 2014, когда мне позвонили и пригласили на семинар, где было много приезжих из разных регионов. Все были модные и нарядные, а я сидела в этом ужасе. До сих пор вспоминаю.

Луиза Татаева и Мадина Басханова, MarryMe:
«Джинсы — одежда для мужчин»

Свой свадебный салон сестры открыли в центре Грозного, на проспекте Путина. На первом этаже — магазин с огромными зеркалами и примерочными, на втором — швейный цех. Чтобы попасть в салон, придется разуться. Для примерки вам выдадут туфли, модель и высоту каблука которых можно подобрать по желанию. Интервью давала Луиза, но категорично просила указать, что все они делают вместе с сестрой. Фотографироваться девушки отказались — мужья не разрешили.

— Начинали мы с торговли. Первые три года просто привозили платья из Испании. Но все-таки Европа нам предлагает силуэты более прямые, спокойные. А к нам девушки иногда приходят за пышными платьями со стразами. Мы решили рискнуть, заказали ткани и сшили свои платья. Откуда взяли фасоны? Мы всегда изучаем новинки в инстаграме, гуглим необычные ткани, кружева. Когда выставили на продажу первые два платья, на них сразу обратили внимание.

Наша одежда соответствует мусульманским канонам. Европейская мода в основном диктует открытое декольте, а нам это не подходит. Иногда приходится переделывать платья из Испании: либо рукава дошить, либо сетку уплотнить, чтобы не была прозрачной, либо вообще спину закрыть. При этом стараемся подбирать ткани, максимально подходящие к готовому платью, кружева к кружевам, чтобы не было видно вмешательства.

В нашем салоне мы не только продаем, но и даем платья напрокат. Цены у нас разные. Клиенткам с ограниченным бюджетом можем предложить платье, которое уже два или три раза отдавали в прокат. Родственницам и вовсе бесплатно можем отдать. Но у нас есть и дорогие платья от известных брендов, например Elie Saab или Zuhair Murad. Некоторые девушки приходят именно за дорогой вещью. Вот заходят и сразу говорят: «Какое у вас самое дорогое платье?». Идет оно им или нет — это уже второй вопрос. В течение года мы обычно привозим пять платьев Elle Saab, они стоят около 750−800 тысяч рублей. Цена остальных — около 150 тысяч.

В месяц мы шьем два платья. И каждое платье шьет один человек с начала и до конца. А вообще мастеров у нас четыре. Два мастера занимаются нашими платьями. Еще две девушки работают с платьями напрокат: ушивают, подгоняют по фигуре.

По-моему, сочетать мусульманскую одежду с обычной не стоит. Вот носят девочки джинсы с туниками. Смотрю и думаю: ну зачем? Можно же просто надеть длинное красивое платье. Может быть, я старомодна в этом вопросе, но считаю, что джинсы — это одежда для мужчин. Спортивный стиль: кроссовки, рюкзаки — по исламским канонам допустим, если все закрыто и ничего лишнего не видно. Но я бы так не оделась, я все-таки придерживаюсь классики.

Фото: Магомед Хадисов

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия