Экраноплан — это летательный аппарат, сочетает в себе черты самолета и корабля. Он способен летать над водой за счет экранного эффекта. Это явление, при котором образуется так называемая «воздушная подушка», повышающая подъемную силу крыла. Экранный эффект используют, к примеру, летучие рыбы во время полета [1].
Экраноплан «Лунь» — это один из уникальных проектов советского авиастроения, созданный на основе разработок кораблестроителя, лауреата многочисленных премий Ростислава Алексеева. Скоростные суда, которые конструировал ученый, не имели аналогов в мире. «Лунь» также стал эксклюзивным среди других построенных в разные годы экранопланов.
В книге «Ударные корабли» автор Юрий Альпаков сообщает, что проектированием корабля-экраноплана, который получил название «Лунь» и вошел в историю как «проект 903», занималось Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) в городе Горьком (сегодня это Нижний Новгород) под руководством Владимира Кирилловых. Экраноплан создавали как боевой аппарат, способный наносить удары по кораблям противника.
«Лунь» стал единственным в мире боевым экранопланом, который вооружили шестью ракетами. Его невозможно было заметить с радаров на низкой высоте, что вкупе со скоростью движения в 500 км/ч позволяло судну подходить к авианосцам на расстояние точного запуска ракеты.
Испытания экраноплана прошли в 1987 году в Каспийске. Шесть ракет, которые установили на судне, сегодня по-прежнему принадлежат армии России и могут поразить цель на расстоянии до 250 км.
По окончании испытаний в 1990 году судно поступило на службу в Военно-морской флот. «Лунь» числился в 236-м дивизионе кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.
Проект постройки других подобных экранопланов приостановили из-за нехватки финансирования и отсутствия военной целесообразности. Дело в том, что при больших размерах летающий корабль был уязвим из-за небольшой скорости, которую можно сравнить со скоростью тихоходного самолета. В начале 1992 года экраноплан исключили из боевого состава флота.
В течение долгих лет боевой аппарат находился в Каспийске на территории режимного советского объекта — завода «Дагдизель». В 2017 году, по словам директора предприятия по техническим вопросам Михаила Халимбекова, корпус военного корабля был пригоден на 100% - такой вердикт вынесла комиссия Минобороны.
В 2020 году экраноплан переместили на новое место — на побережье Дербента в парк «Патриот». Самолет-корабль сразу же стал местной достопримечательностью, которая и привлекает многочисленных туристов.
По отзывам путешественников, впечатляют не только внушительные размеры экраноплана и его необычный внешний вид, но и расположение памятника: самолет-корабль словно нашел пристанище под небом у Каспийского моря. Туристы даже дали уникальному боевому судну неофициальное название — «Летучий корабль».
«Экраноплан был самой желаемой достопримечательностью к просмотру в моем списке. Однозначно есть на что посмотреть, фотографии получаются красивыми и атмосферными, а еще здесь красивый чистый берег Каспия», — оставила отзыв Софи [3].
«Если вы путешествуете по Дагестану, посетите это место. Масштаб судна поражает. Жаль, нельзя попасть внутрь», — пишет Яна [4].
Сегодня на побережье у памятника проходят работы по облагораживанию парка «Патриот»: здесь построят большую смотровую площадку, а в будущем разместят различные экспонаты — экземпляры советской боевой техники и авиации [5].
Увидеть уникальное военное судно можно двумя способами: добраться самостоятельно или в составе туристической группы.
Если ехать в парк «Патриот», где находится экраноплан, из столицы Республики Махачкалы, цена поездки на такси будет от 4100 рублей. Более бюджетный вариант — добраться на электричке из Махачкалы до Дербента за 156 рублей, а затем на такси до Арабляра по цене от 500 рублей. [6].
Увидеть древний город Дербент и заодно посетить парк «Патриот», где находится «Лунь», предлагают различные туристические компании Дагестана. Цена индивидуальных экскурсий на автомобиле — от 9000 рублей, групповых на автобусе — от 3000 рублей в зависимости от продолжительности маршрута.