Аслан Габоев из Нижнего Чегема в Кабардино-Балкарии — не просто глава, но и душа большой и дружной семьи: у него 8 детей, 17 внуков и 57 правнуков. За век с небольшим он повидал немало событий и попробовал себя в самых разных профессиях. Первым местом работы после 7 классов школы стал колхоз.
— Утром и вечером корову доил, днем телят пас. С девчатами сено косил, — рассказывает долгожитель.
В военные годы Габоев помогал рыть окопы под Прохладным. После того, как парня вернули в родное село, он передавал сведения советским войскам.
— Красная армия здесь, немцы тоже здесь, — вспоминает Аслан Аслангериевич один из эпизодов. — Среди них надо было пройти ночью, после 12 часов. Ничего не было видно, шел, уткнувшись носом в шею лошади.
После войны Габоева выслали в Казахстан. Вспоминая о депортации, Аслан Аслангериевич рассказывает, что соглашался там на любую работу: строил завод, выучился на токаря и перевыполнял план в 8 раз. Со временем стал начальником цеха, но на родину все равно тянуло непреодолимо.
— Ребята спрашивали, хочу ли я домой. Я отвечал: днем разрешат, ночью уеду.
Когда балкарский народ реабилитировали, Габоев сдержал слово и сразу же засобирался домой. Мужчине предлагали остаться еще хотя бы на год, поработать, но он был непреклонен.
— Жизнь после возвращения у всех была не самая простая, но никто не жаловался, даже в голову такое не приходило, ведь люди, наконец-то, оказались дома, — говорит Аслан Аслангериевич.
В 2023 году Аслана Габоева пригласили на фестиваль хычина, который проходил на парадроме «Флайчегем». Там и определилась судьба будущего рекорда. Дедушка с восхищением смотрел на решившихся на полет людей, и директор парадрома Марат Мушкаев предложил гостю присоединиться к ним.
Габоев был готов лететь в ту же секунду, но родня отговорила: опасались за его здоровье. Тогда Аслан обследовался у врачей, и медики вынесли вердикт: лететь можно. Так год спустя мечта о небе сбылась.
— Я горец, вырос в горах, — говорит Габоев, — эта энергия потянула меня лететь над вершинами.
Идея Аслана Габоева родственников не удивила: в молодости он летал на самолете, вертолете, ходил в горы, был охотником. При этом вся женская половина семьи была против: уж очень переживали за дедушку. А вот мужчины сразу одобрили затею.
— Младший внук Шамиль, сейчас он в зоне СВО на Украине, очень поддержал. Когда приедет, тоже хочет полетать, — делится Аслан. — Вот этому я посвятил полет: чтобы дети вернулись живые, здоровые домой.
Аксакал летал не один, а вместе с двукратным чемпионом мира по мотопарапланерному спорту, мастером спорта международного класса Игорем Потапкиным. В небе Аслан Габоев пробыл 20 минут и поднялся на высоту более 2000 метров.
— Ничего сложного не было, — пожимает плечами Габоев. — Когда полетели, поднялись высоко, я увидел дом и село Кайсына (Кайсын Кулиев, знаменитый балкарский поэт. — Ред.). Очень обрадовался. Кайсын — одноклассник мой. Я с ним за одной партой весь первый класс сидел.
Аслан Аслангериевич, как это часто бывает с представителями старшего поколения, приветлив, но немногословен. На вопросы о рецепте своего долголетия только разводит руками. Конечно, с генетикой Габоеву повезло: все пять его сестер прожили больше 100 лет, но сам он все же считает, что дело в другом:
— Жена хорошая, дети хорошие, внуки хорошие. Вот это рецепт мой!