Город
«Беркат»: экскурсия по грозненскому рынку
25 декабря, 2018
26303
Слово «беркат» трудно перевести на русский — это и «изобилие», и «богатство», и «благодать». И оно отлично подходит чеченскому рынку, где сквозь плоды глобализации все еще проступает местный колорит

Какими бы башнями, храмами и дворцами ни гордился город, что бы ни выбирал себе в качестве символа, истинная его душа пребывает на центральном городском рынке. Здесь главный нерв его жизни, здесь зарождаются слухи, начинаются праздники и выносится общественное мнение по всем важным вопросам. В мегаполисах, конечно, все иначе, но и там жителей по привычке тянет в торговые центры. В малых же и средних городах центром по-прежнему остается рынок. В Грозном это «Беркат».

«Беркат» занимает целый квартал в центральной части города. Главный вход смотрит на улицу Лорсанова, но не стоит верить вывескам — парадный подъезд ведет на задворки рынка. А вот если зайти с черного крыльца с улицы Назарбаева (там и автостоянка, кстати, есть), то окажетесь в самой гуще базарных событий.

Конечно, как и любой российский рынок, «Беркат» завален дешевыми китайскими товарами.

Но среди этих развалов, иногда в самом непосредственном соседстве с ширпотребом из Азии, встречается и местная продукция, и привезенная из дагестанского Хасавюрта. Например, связанные вручную носки и джурабки.

Впрочем, кому нужны носки, пусть и handmade? То ли дело урбеч или горный мед с орехами — в московских магазинах они тоже продаются, но не в таких объемных банках.

Вот кукурузная мука, белая и желтая — из разных сортов кукурузы. Именно из нее делают горячо любимый всеми чеченцами жижиг-галнаш, сискал и иногда халву.

А вот и халва, по-чеченски — ховла. Та, что похожа на пирожки, — из муки и топленого масла с сахаром.

А вот халва из теста, порезанного в вермишель, и уваренного меда. Очень похоже на татарский чак-чак. Говорят, рецепт привезли из депортации, научились у казахов.

Из этих ножек получится холодец или наваристый хаш. Бараньи головы тоже идут в дело — их подают вместе с галушками. Вареная баранья голова — зрелище, конечно, не самое красивое, но, говорят, это очень вкусная и полезная еда, особенно если горячая.

Еще один кавказский деликатес — сушеное мясо и колбаса. Их варят и подают опять же с галушками (по-чеченски — галнаш). Из сушеного мяса и фасоли получается также прекрасный суп. А еще эти продукты посылают в качестве гостинца землякам в другие регионы страны.

Свежие фрукты и овощи радуют низкими ценами и яркими цветами.

Но можно купить и сушеные. Вот, например, сушеная хурма, по вкусу немного напоминающая финики. Некоторые несведующие люди думают, что белый налет на ней — это плесень. Ничего подобного. Это выступила глюкоза.

А еще есть чурчхела всех видов и на любой вкус. Это грузинское лакомство стало популярно и в Чечне — почему бы нет, соседи все-таки.

Местную айву хочется купить всю — и наварить компотов с вареньями. Тем более что некоторые продавцы значительно облегчают этот труд: они продают нарезанную дольками айву целыми ведрами.

Вместе с гранатами продают и гранатовый сок. Можно выпить так, а можно приготовить кислый соус, прекрасно подходящий к мясным блюдам. Правда, это не чеченская приправа, а азербайджанская, но истинный гурман — всегда интернационалист!

А этот экзотический для жителей средней полосы фрукт — мушмула германская. На Кавказе его чаще называют просто шишками. По вкусу — что-то среднее между боярышником и грушей.

В этих баночках — черемша, столь популярная у чеченцев, что они едят ее во всех видах — свежую, жареную, тушеную, как начинку в варениках и пирогах и консервированную.

Ну и как можно пройти мимо молочных рядов с прекрасными рассольными сырами…

…домашней сметаной и творогом? В магазине такого товара не купишь — только на рынке.

Опытные хозяйки готовят домашнюю колбасу и бараньи желудки, фаршированные ливером, луком и рисом, исключительно сами, но это такая морока. Проще купить их на рынке, а дома только сварить.

На рынке много кафе, но можно закусить и не отрываясь от шоппинга. В рядах часто встречается вкусная выпечка.

Прямо на свежем воздухе жарят чебуреки с мясом.

Специально для продавцов, чтобы подкреплялись не отходя от прилавков, по рядам проезжают тележки с вареной кукурузой, лепешками и даже с манной кашей.

А еще между рядами катаются вот такие гигантские куриные тушки — на тот случай, если у вас уже не хватит сил (и свободных рук), чтобы посетить мясные ряды.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
История театра-парка в Ессентуках: как «неуместный» проект стал символом курорта
Наспех построенная железнодорожниками конструкция шокировала Станиславского и застала аншлаг Маяковского. Что сегодня скрывается за эффектным фасадом — в нашем материале
Авторская колонка: как я собирала дочь первый раз в первый класс в Чечне
Все мамы первоклашек хотят, чтобы их дети были счастливы. Даже в школе. Вот только представления о счастье у родителей отличаются, считает наш многодетный автор из Грозного
«Дворец целебных вод» в Ессентуках: секреты и легенды самой большой питьевой галереи Европы
Об этом незавершенном советском долгострое туристы обычно не знают. А зря: огромная питьевая галерея с тремя видами минералки, своими легендами и богиней Викторией заслуживает посещения
«Сколько детей у Кадырова?»: 10 неожиданных вопросов, которые волнуют туристов в Чечне
Свадебные традиции, «сухой закон», женские платки, личная жизнь главы региона — все, что вы хотели знать о Чеченской Республике, но стеснялись спросить
«Путинский район»: 10 фактов о новом амбициозном проекте в Грозном
В чеченской столице появится конкурент Грозный-Сити. План будущего центра притяжения для жителей и туристов был представлен президенту лично Рамзаном Кадыровым
«Филиал Прованса в Чечне»: как горная лаванда изменила жизнь одной семьи
Все твердили ей, что капризное растение в горах Кавказа не приживется. Но многодетная мама пошла на риск, чтобы вылечить тяжелобольного сына
Полная версия