Город
Дом с историей: аптека, каземат, снова аптека
17 апреля, 2018
2190
Здание самой знаменитой ставропольской аптеки хранит множество тайн. Оно пережило революцию и две войны и спустя век вернулось к своему первоначальному предназначению

Проспект Карла Маркса в Ставрополе — витрина исторической части города, вроде маленького петербургского Невского или проспекта Мира во Владикавказе. Архитектура особняков показывает стремление первых владельцев к изяществу и красоте. Но одно здание на углу проспекта Карла Маркса и улицы Голенева выделяется среди прочих.

Двухэтажный дом с необычной формой окон и лепниной в виде растительного узора, витражами и центральной башенкой с часами построен в стиле модерн. Краевед Герман Беликов в книге, посвященной истории Ставрополя, назвал здание «музыкой в камне». А писатель Илья Сургучев в романе «Губернатор» по отношению к дому переиначил пословицу «Что ты уставился, как баран на новую аптеку».

Особняк от легенды

За этим домом давно закрепилось имя «аптека Байгера», но тут есть историческая неточность. Она, впрочем, уже не способна изменить укоренившееся в народе название, которое даже стало именем для местной фармакологической сети.

На рубеже XIX—XX веков обеспеченный провизор Израиль Пейсахович решил возвести на принадлежащей ему земле новое здание для собственной аптеки. Проект разработал выдающийся ставропольский архитектор Адриан Булыгин, прославившийся не только на родине, но и за рубежом. По некоторым данным копия аптеки Байгера есть даже во Франции, а сам архитектор, который после революции эмигрировал в Америку, возможно, участвовал в строительстве первых небоскребов, рассказывает краевед Роман Нутрихин.

«Мне кажется, что это достаточно достоверно. Об этом факте писал Юрий Хоменко, который был главным архитектором города Ставрополя и одним из первых специалистов по истории ставропольской архитектуры», — говорит Нутрихин.

По словам краеведа, легендарный архитектор совмещал в проектах передовой взгляд на архитектуру и сентиментальную традиционность. При сносе других зданий, построенных Булыгиным, в фундаменте находили монетки и бутылки вина — подношения. Быть может, подобные дары есть и в основании аптеки, кстати, ее изображение присутствует в академических трудах по архитектуре.

Музей, тюрьма, училище

Здание было возведено за два года и открылось в 1912 году. С разрешения городского врачебного управления Пейсахович переносит туда аптеку. Из Германии и Австрии ему доставили современное медицинское оборудование, которое позволяло делать снадобья и бальзамы из местного сырья. В аптеке продавались и заграничные препараты, привозимые из Европы и Америки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дом с историей: «Дача Шаляпина» в Кисловодске
В этом особняке великий русский бас прожил всего два месяца. Но именно здесь, где город «замирал от голоса, ниспосланного Богом», теперь работает музей и раз в год собираются лучшие певцы России

После открытия Израиль Пейсахович решает сдать аптеку старому другу с институтских времен Иоану Байгеру. Тогда она и становится «Байгеровской». Верхний этаж арендует другой врач — Бухштату, он открывает там женскую консультацию и родильное отделение. В южном крыле дома работала фельдшерская школа.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, подвалы аптеки стали прибежищем для «Храма Славы». Уникальные военно-исторические экспонаты власти решили перевезти из Тифлиса, так как опасались нападения Турции. Здесь они хранились до 1920 года.

Почти вся история здания до сегодняшнего дня связана с фармакологией и медициной. Лишь в небольшой период с 1918 года аптека превратилась в штаб красной гвардии, после того как здание облюбовал командир Яков Петров. Комиссар занимался «чисткой» города от буржуазии. Арестанты попадали в большой подвал дома, где, по воспоминаниям свидетелей, часто умирали от голода.

Сам Пейсахович к тому моменту уже покинул Россию, а здание дважды меняло владельцев, пока не было реквизировано.

В советский период помещения вновь служили своим изначальным целям, там расположился магазин «Гигиена и санитария», пишет Герман Беликов. Верхние этажи заняло Северо-Кавказское технологическое училище, где и сейчас находится одно из коммерческих учебных заведений города.

А главный угловой вход с красивыми окнами по бокам ведет, как и век назад, — в аптеку. В помещении с высоким потолком и старинным длинным балконом вдоль одной из стен с располагаются современные полки с препаратами, но как дань истории есть небольшой музейный стенд. В нем — раритетные весы, инструменты провизоров, ступы для измельчения препаратов. Хотя местные жители, которые ходят в аптеку у дома, вряд ли обращают на них особое внимание. Зайти туда интересно даже в том случае, если лекарства не нужны вовсе.

Снаружи у входа висит табличка, она гласит, что аптека — памятник истории регионального значения и подлежит охране государством. Правда, собственник здания — частное лицо, увы, у него нет достаточных средств на реставрацию здания.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Слово „конкуренция“ — злое». Как бывший медик запустила бренд корсетов ручной работы
Джульетта Банная из Ставрополя стала модным дизайнером и теперь заказы к ней поступают со всего мира
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»
Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана
Печать во времени. Зачем идти в ставропольский музей региональной журналистики
Первая газета Северного Кавказа, скандальная «Адская бомба», диктофон с трехметровым микрофоном. Раскрываем тайны сокровищницы местной журналистики
Мой город: Нальчик. Рассказывает Максим Пушкарев
О магии городских дворов, тайных терренкурах и местах силы
15 тысяч пончиков и съедобные елочные шары. Как прошел сладкий фестиваль в Кисловодске
Фоторепортаж с праздника для любителей легендарного лакомства города-курорта
Население Ставропольского края
Ставрополье — регион с богатым национальным составом и культурными традициями. Рассказываем, сколько и каких народностей населяют край
Полная версия