Город
Резонансный мост
6 июля, 2016
1137
Первый в России трамвайный мост все-таки снесут. После 20 лет дискуссий мэрия Владикавказа решила построить на его месте новый. Горожан заверяют, что он будет точной копией старого

Этот мост пережил четыре революции, первую и вторую мировые войны, по нему наверняка не раз прошлись отряды солдат, как в знаменитой главе из учебника физики, описывающей эффект резонанса. Мост терпел более века, обветшал, и вот теперь его снесут.

Новый «Динамовский», или Трамвайный, мост обещают построить через год. Он будет полностью идентичен старому, говорят в мэрии. Нельзя сказать, что все горожане в восторге от такой реконструкции, но власти настаивают: другого выхода нет, мост восстановлению не подлежит и попросту опасен для тех, кто рискнет по нему прогуляться. На днях администрация разместила на сайте госзакупкок конкурс на реконструкцию моста.

Образец совершенства

Построили мост в 1903 году бельгийцы, открывавшие в городе трамвайное движение. Для создания сложнейшей конструкции моста бельгийцы использовали железобетон — тогда в России он еще практически не применялся. При общей длине 80 метров мост имеет три арочных пролета — из-за такой сложной и смелой конструкции сооружение сегодня считается памятником инженерного искусства.

Владикавказский мост упоминается не только во многих отечественных инженерных учебниках, но и в трудах искусствоведов. Первые называют его образцом технического совершенства мостов тех лет, а вторые отмечают архитектурные достоинства творения бельгийских специалистов.

В 1936 году трамвайные вагоны стали тяжелее — движение по мосту прекратили, и он стал пешеходным. Вот уже почти столетие мост, расположенный в красивейшей парковой зоне набережной Терека, остается излюбленным местом романтических прогулок владикавказцев.

Сносить нельзя реставрировать

Тема реконструкции моста для горожан очень болезненная. О необходимости реставрации городские власти говорят уже больше 20 лет. Пять лет здесь висит предупреждающая табличка, что мост аварийный и прогулки по нему опасны для жизни. То, что мост необходимо не просто ремонтировать, а спасать, очевидно любому, кто хоть раз ходил по нему. Целые пролеты ограждения обрушены, разрушены бетонные опоры и арматура несущих элементов.

В 2011 году, когда администрация Владикавказа решила реконструировать Трамвайный мост, жители города вышли на акцию протеста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Старый Владикавказ: дома и судьбы
5 особняков Владикавказа, в истории которых отразились большие надежды дореволюционного города и судьбы людей, его населявших

— Это исторический памятник, его нельзя сносить и ставить вместо него новодел, здесь нужны полноценные реставрационные работы, — говорит активист движения в защиту моста этнограф Алина Акоефф. — Пять лет назад мы не позволили его разрушить, отметив на мосту его 110-летний юбилей, чтобы напомнить городским властям об исторической ценности этого места.

— Мост уникален своей конструкцией — тремя арочными железобетонными пролетами на двух опорах. Именно их и собирались снести, против чего мы и выступали. Если мост снести, его уже нет. Тогда будет новый мост, даже если он будет повторять все архитектурные впадины старого моста, — считает блогер Алан Цхурбаев, один из организаторов акций в защиту трамвайного моста.

В мэрии ссылаются на выводы специалистов, по мнению которых реставрация моста, как того требуют горожане, была возможна еще 15 лет назад, но сегодня его состояние требует полной реконструкции. Экспертиза, проведенная специалистами Санкт-Петербургского НИИ мостов и дефектоскопии с помощью рентгеновских установок, выявила разрушение бетона, полную коррозию железных конструкций, отсутствие нижней арматуры и сквозные трещины в плите, служащей основанием для пешеходов.

— Мост полностью изношен, необходимо сделать его безопасным. Это исторический памятник, и обязательно будет полностью восстановлен его внешний вид, до мельчайших подробностей. Но конструкцию необходимо разбирать полностью, до опор, которые находятся под водой. Другие варианты реконструкции моста невозможны, — рассказал порталу «Это Кавказ» глава администрации Владикавказа Борис Албегов.

От старого моста сохранятся опоры

Очевидно, что, несмотря на протесты активных горожан, решение снести мост принято. Реконструкция моста рассчитана на два года, в бюджете города на это заложено 37 миллионов рублей — 15 миллионов в 2016-м и 22 в 2017-м, рассказали корреспонденту портала «Это Кавказ» в городском управлении капитального строительства.

В администрации города уверяют, что все решения по реконструкции будут приниматься с учетом мнения Союза архитекторов и Общественного совета мэрии.

— Безусловно, все реконструкционные работы будут проводиться с участием архитекторов города, есть задача сохранить историческую ценность моста, — рассказал руководитель строительного управления города Владикавказа Сослан Ваниев. —  В этом году запланированы сложные работы по временному переносу коммуникаций, питающих весь центр города линиями связи и электроэнергии. Самой сложной частью работы будет создание опалубки, с помощью которой строители собираются сохранить все, даже мельчайшие элементы моста в том виде, в каком он стоит уже более 100 лет.

Разработчики проекта реконструкции утверждают, что все размеры моста и архитектурные элементы будут сохранены, но надо провести полную замену железобетонных конструкций. Это, по их словам, не помешает воссоздать мост в его первоначальном виде. В соответствии с проектом нетронутыми останутся только опоры моста, а несущая часть будет снесена до основания и возведена заново по чертежам разработчика.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Кто такие нохчи? Как переводится слово и почему чеченцы так называют друг друга
Лингвисты и историки объяснили, откуда появилось слово и что оно означает
Туризм
20485
Гамсутль в Дагестане: история аула-призрака и инструкция для туристов
Аул-призрак Гамсутль за несколько лет превратился из забытого села в одно из главных туристических мест Дагестана. И его действительно нужно спешить увидеть — вот почему
«Голуби — это целый мир». Как пенсионер из Дербента начал водить необычные экскурсии по городу
У жителя южной столицы Дагестана Юкселя Алекперова два хобби — история и голуби. И, как оказалось, их можно объединить
Что посмотреть в Дагестане туристу самостоятельно: 12 лучших достопримечательностей
Что посмотреть в самой большой и многообразной республике Северного Кавказа, если вы только — наконец! — начинаете с ней знакомиться
Горы, тропы и легенды: кольцевые маршруты по Кавминводам
В курортных городах проложены десятки троп для долгих прогулок. Собрали самые интересные и живописные
В горном одиночестве. Павел Деревянко и Надежда Михалкова снялись в комедии про осетинского дедушку
В Северной Осетии завершились съемки фильма «Старый орел». Поговорили с актерами и создателями картины
Полная версия