Этот мост пережил четыре революции, первую и вторую мировые войны, по нему наверняка не раз прошлись отряды солдат, как в знаменитой главе из учебника физики, описывающей эффект резонанса. Мост терпел более века, обветшал, и вот теперь его снесут.
Новый «Динамовский», или Трамвайный, мост обещают построить через год. Он будет полностью идентичен старому, говорят в мэрии. Нельзя сказать, что все горожане в восторге от такой реконструкции, но власти настаивают: другого выхода нет, мост восстановлению не подлежит и попросту опасен для тех, кто рискнет по нему прогуляться. На днях администрация разместила на сайте госзакупкок конкурс на реконструкцию моста.
Построили мост в 1903 году бельгийцы, открывавшие в городе трамвайное движение. Для создания сложнейшей конструкции моста бельгийцы использовали железобетон — тогда в России он еще практически не применялся. При общей длине 80 метров мост имеет три арочных пролета — из-за такой сложной и смелой конструкции сооружение сегодня считается памятником инженерного искусства.
Владикавказский мост упоминается не только во многих отечественных инженерных учебниках, но и в трудах искусствоведов. Первые называют его образцом технического совершенства мостов тех лет, а вторые отмечают архитектурные достоинства творения бельгийских специалистов.
В 1936 году трамвайные вагоны стали тяжелее — движение по мосту прекратили, и он стал пешеходным. Вот уже почти столетие мост, расположенный в красивейшей парковой зоне набережной Терека, остается излюбленным местом романтических прогулок владикавказцев.
Тема реконструкции моста для горожан очень болезненная. О необходимости реставрации городские власти говорят уже больше 20 лет. Пять лет здесь висит предупреждающая табличка, что мост аварийный и прогулки по нему опасны для жизни. То, что мост необходимо не просто ремонтировать, а спасать, очевидно любому, кто хоть раз ходил по нему. Целые пролеты ограждения обрушены, разрушены бетонные опоры и арматура несущих элементов.
В 2011 году, когда администрация Владикавказа решила реконструировать Трамвайный мост, жители города вышли на акцию протеста.
— Это исторический памятник, его нельзя сносить и ставить вместо него новодел, здесь нужны полноценные реставрационные работы, — говорит активист движения в защиту моста этнограф Алина Акоефф. — Пять лет назад мы не позволили его разрушить, отметив на мосту его 110-летний юбилей, чтобы напомнить городским властям об исторической ценности этого места.
— Мост уникален своей конструкцией — тремя арочными железобетонными пролетами на двух опорах. Именно их и собирались снести, против чего мы и выступали. Если мост снести, его уже нет. Тогда будет новый мост, даже если он будет повторять все архитектурные впадины старого моста, — считает блогер Алан Цхурбаев, один из организаторов акций в защиту трамвайного моста.
В мэрии ссылаются на выводы специалистов, по мнению которых реставрация моста, как того требуют горожане, была возможна еще 15 лет назад, но сегодня его состояние требует полной реконструкции. Экспертиза, проведенная специалистами Санкт-Петербургского НИИ мостов и дефектоскопии с помощью рентгеновских установок, выявила разрушение бетона, полную коррозию железных конструкций, отсутствие нижней арматуры и сквозные трещины в плите, служащей основанием для пешеходов.
— Мост полностью изношен, необходимо сделать его безопасным. Это исторический памятник, и обязательно будет полностью восстановлен его внешний вид, до мельчайших подробностей. Но конструкцию необходимо разбирать полностью, до опор, которые находятся под водой. Другие варианты реконструкции моста невозможны, — рассказал порталу «Это Кавказ» глава администрации Владикавказа Борис Албегов.
Очевидно, что, несмотря на протесты активных горожан, решение снести мост принято. Реконструкция моста рассчитана на два года, в бюджете города на это заложено 37 миллионов рублей — 15 миллионов в 2016-м и 22 в 2017-м, рассказали корреспонденту портала «Это Кавказ» в городском управлении капитального строительства.
В администрации города уверяют, что все решения по реконструкции будут приниматься с учетом мнения Союза архитекторов и Общественного совета мэрии.
— Безусловно, все реконструкционные работы будут проводиться с участием архитекторов города, есть задача сохранить историческую ценность моста, — рассказал руководитель строительного управления города Владикавказа Сослан Ваниев. — В этом году запланированы сложные работы по временному переносу коммуникаций, питающих весь центр города линиями связи и электроэнергии. Самой сложной частью работы будет создание опалубки, с помощью которой строители собираются сохранить все, даже мельчайшие элементы моста в том виде, в каком он стоит уже более 100 лет.
Разработчики проекта реконструкции утверждают, что все размеры моста и архитектурные элементы будут сохранены, но надо провести полную замену железобетонных конструкций. Это, по их словам, не помешает воссоздать мост в его первоначальном виде. В соответствии с проектом нетронутыми останутся только опоры моста, а несущая часть будет снесена до основания и возведена заново по чертежам разработчика.