Город
Ставрополь: город прославленных имен
23 декабря, 2020
1698
Здесь были Пушкин и Лермонтов, Суворов и Николай I. И хотя Ставрополь не оставил заметного следа в их жизни, ставропольчане могут рассказать вам о них много интересного

Под конец года в Ставрополе подвели итоги конкурса на лучший туристический маршрут по городу. Победителем стал двухдневный тур «Город выдающихся имен», представленный ставропольским бюро путешествий «Турист», ему и достался приз — 200-тысячный грант на проведение бесплатных экскурсий. Первая группа отправится по следам великих людей в следующем году, но уже сейчас по просьбе редакции экскурсовод Анна Киселева — один из авторов тура — провела пилотную экскурсию специально для читателей «Это Кавказ».

Михаил Лермонтов. Библиотека и «дом Вернера»

Прогулка начинается с библиотеки имени Михаила Лермонтова.

— У многих имя Лермонтова связано исключительно с Пятигорском, где он жил, стрелялся на дуэли и умер, где есть замечательный музей «Домик Лермонтова», но не стоит забывать, что в Ставрополе он бывал гораздо чаще, — рассказывает Анна. — Здесь жил его родной дядя по маминой линии, генерал Петров, и Лермонтов часто останавливался у него. Дом Петрова не сохранился, сейчас на этом месте стоит гостиница «Континент». Еще Лермонтов жил у барона Вревского на Воробьевке, сейчас это улица Дзержинского, и там рос знаменитый старый дуб, в тени которого любил отдыхать поэт. В 1982 году 700-летнее дерево рухнуло прямо на крышу дома, к счастью, никто не пострадал. Спил этого дуба находится в нашем краеведческом музее, можно зайти и потрогать. Лермонтов любил гулять и вдоль реки Ташлы. Сохранились рисунки Волобуевской мельницы, сделанные им во время прогулок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Пять причин посетить Лермонтовский музей в Пятигорске
Где поэт жил, писал и любовался на Эльбрус в последние месяцы своей жизни — эти секреты уже почти двести лет хранит небольшой, скромный флигель у подножия Машука

Рассказывая о Лермонтове в Ставрополе, экскурсоводы не забудут упомянуть о его разговоре с Одоевским на балконе гостиницы Найтаки во время приезда в город Николая I. Торжественная вереница с факелами, сопровождавшая венценосную особу, прошествовала мимо, и Лермонтов сострил, обращаясь к Одоевскому на латинском: «Не правда ли, похоже на похоронную процессию?» Но Одоевский шутки не оценил и посоветовал быть осторожнее, намекая на недремлющую полицию. Лермонтов якобы ответил, что вряд ли в таком убогом «городишке» полицейские знают латынь. Правда, есть и другое мнение, что столь смелые слова принадлежали Одоевскому.

К сожалению, в Ставрополе почти не сохранилось мест, где бывал поэт. Исключение — дом доктора Николая Майера, с которым Лермонтов был знаком и который считается прототипом доктора Вернера из «Героя нашего времени». Сейчас в этом доме располагается магазин.

Сама же библиотека имени Лермонтова построена уже в советское время рядом со стадионом, который появился на месте, где с середины XIX века казаки и горцы устраивали джигитовки. Такая вот связь времен.

Александр Суворов. Крепостная гора и масонская крепость

Следующий пункт экскурсии — Крепостная горка, названная так из-за построенной вокруг крепости, с которой, собственно, и начался город. Кстати, крепость могла появиться и в другом месте. Генералу Якоби, например, больше нравилась гора Стрижамент. Но полковник Ладыженский смог его переубедить. Видя неотразимость его доводов, Якоби смекнул, что ими можно козырнуть перед императрицей, и согласился, поставив жирный крестик на чертеже. Позже он даже будет считать себя крестником города, названного «градом креста». Хотя по другой версии, Ставрополь назван так в честь каменного креста, найденного в земле при закладке крепости.

Крепость была основана 22 октября 1777 года, и есть версия, что эта дата была выбрана Александром Суворовым неспроста. Полководец был масоном, а они очень серьезно относились к нумерологии, считали три семерки мистическим числом и очень уважали древних египтян, которые все свои стройки начинали в третьей декаде октября.

А еще 22 октября (по старому стилю) — это день Казанской Божией Матери, и именно ей посвящен белокаменный собор с золотыми куполами в косую корзиночную клетку — одна из достопримечательностей Ставрополя и обязательный пункт любого городского турмаршрута.

В 1779 году Суворов приезжал инспектировать строительство крепости.

— Генералиссимус (а это высшее звание в воинской иерархии), который не потерпел ни одного поражения в своих 60 сражениях, был очень простым, скромным человеком. Остановился он в доме казака Устинова в казачьей слободке. Когда он сюда приехал с инспекцией, такой худенький, в камзольчике своем, его не узнали, ямщик даже пытался ему нахамить. Кстати, полководец дал высокую оценку нашей крепости, и на тот момент это было знаком качества.

Сегодня от крепостной стены остался лишь небольшой фрагмент с узкими окошками-бойницами. Неподалеку от него установлен бюст Александра Суворова.

Николай I. Грязь и вода

А рядом с Казанским собором установлен бюст императору Николаю I, чей визит в Ставрополь породил множество исторических анекдотов. Царь приехал в город в слякотную осень 1837 года. Его ждали и готовились к встрече, даже построили несколько новых зданий, но, полагаясь на то, что император не выйдет из кареты до самого места назначения, замостили одну лишь главную улицу (которую позже назовут Николаевским трактом). А царь возьми и удиви публику. Он выскочил из кареты прямо на въезде в город и сразу увяз в грязи, благо еще был в ботфортах.

Разгневанный император кричал, что перенесет главный город губернии в другое место — на Кубань или в Пятигорск, откуда он возвращался и где, вероятно, ходил сухим по улицам.

Но, по легенде, от истошного крика царь осип, стал просить воды, ему ее принесли, он выпил, справился, из какого вода источника, узнал, что из карабинского, и внезапно смилостивился. Так вкусная вода спасла Ставрополь от потери статуса губернской столицы.

Пушкин. В гостях у полицмейстера

Через Барятинский лес по ступенькам спускаемся с Крепостной горы на проспект Карла Маркса — прямо к задумчивому бронзовому Пушкину. Памятник установлен напротив бывшей почтовой станции, которая не сохранилась, а вот дом полицмейстера, где отмечались все, кто приезжал в Ставрополь, еще цел, хотя и заброшен.

— Поэт был в Ставрополе дважды — в 1820 году, когда о нем никто еще не знал, и девять лет спустя, по дороге в Арзрум, когда о нем знали уже все, он купался в лучах славы. Не знаю, сколько в этом правды и нужно ли об этом писать, но говорят, что, когда Пушкин приехал второй раз, он пришел к полицмейстеру, чтобы доложить о своем приезде, а тот его чуть ли не силой в дом заводит: «Александр Сергеевич, где вы остановились? Ой, зачем вы остановились в этой холупе? Приезжайте ко мне, да я с вами… да я вам…» А этот говорит: «Не-не-не, я завтра уезжаю», но в итоге Пушкин от него выполз только через три дня — так хорошо его встречали. Но это все легенды. А достоверно известно, что свое «Путешествие в Арзрум» он начал писать именно здесь, в Ставрополе.

Говоря о пушкинских местах в Ставрополе, стоит упомянуть Александровскую женскую гимназию, построенную княгиней Елизаветой Воронцовой — той самой, которой Пушкин посвятил «Сожженное письмо» и еще множество шедевров любовной лирики.

Матрена Наздрачева. Символ доблести и милосердия

Если вы подумали, что выдающиеся люди посещали Ставрополь только в позапрошлом веке — и то проездом, то вы, конечно, ошибаетесь. С 1977 года здесь жила одна из самых героических женщин Советского Союза — Матрена Наздрачева, участница Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы. Среди женщин таких кавалеров всего четыре, и лишь одна — фронтовая медсестра. А еще Наздрачева — обладательница медали «Флоренс Найтингейл» — высшего знака доблести Комитета Международного Красного Креста.

На фронт 19-летняя Матрена попала, воспользовавшись повесткой заболевшей подруги, так как сама выглядела слишком юной. За годы службы она спасла сотни раненых. Свой первый орден Славы получила за то, что в одном бою вынесла из-под огня 64 бойца.

Солдаты звали ее ангелом-хранителем и еще нежнее — Ласковые руки. Так же назван портрет художника-фронтовика Виктора Климашина, который увидел медсестру за перевязкой и был тронут ее добротой и самоотверженностью. Этот портрет был позже напечатан в журнале «Огонек», и им потом всю жизнь особенно дорожила Матрена Семеновна.

С 1950 года и до самой смерти в 2017 году она постоянно жила в Ставропольском крае и в самом Ставрополе, работала в хирургическом отделении краевой больницы, возле которой теперь установлен ее бюст.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Мечты сбываются. 7 мест, где можно загадывать желания на Северном Кавказе
От «Мать-горы» до носа Кисы: куда отправиться, чтобы просить счастья, денег или любви — советы гидов
Репетиции на крыше, выступления под обстрелом и гастроли на телегах. Самые интересные эпизоды истории грозненского ТЮЗа
Непростая судьба одного из старейших театров Чечни, в которой были драматичные взлеты и падения
Поляна Таулу: «дикий отдых» на Архызе
Таулу — это «горный транспортный узел» и одно из самых популярных мест для кемпинга на Архызе. Как и чем живет стихийный курорт — в нашем фоторепортаже
Кто такие карачаевцы: история происхождения, численность, где живут и как выглядят
Карачаевцы верят, что их народ зародился в трех селах. Сейчас они находятся в запустении, но купить здесь участок сложнее, чем на Рублевке. Его просто никто не продаст: ведь земля предков бесценна
Истории туристок, которые в одиночку отправились в Дагестан
Истории девушек, которые в одиночку поехали на Кавказ
Туризм
21841
Фиагдон: самое туристическое место Осетии
У жителей Северной Осетии есть одно правило: в любой непонятной ситуации отправляйся в Фиагдон и вези туда своих гостей. Красиво, горы, воздух и ехать недалеко — каких-то 48 км от Владикавказа
Полная версия