Ей рукоплещут Ла Скала, Метрополитен-опера, Немецкая и Римская оперы, Арена ди Верона и Королевский театр Ковент-Гарден. Василиса Бержанская, оперная певица с мировым именем, родилась и выросла в Ессентуках. В ее репертуаре — партии Кармен в опере «Кармен», Розины в «Севильском цирюльнике» и даже Ромео в «Капулетти и Монтекки». Сейчас Бержанская выступает в Италии.
С чего началось Ваше увлечение музыкой?
— Лет в шесть меня отвели в музыкальную школу в Ессентуках. Сначала захотела играть на рояле, а потом профессионально заниматься вокалом. Мне было с самого начала понятно, что музыка — это то, без чего я не могу жить. При этом в семье музыкантов не было. Меня растила мама. По образованию она геолог.
Есть много мифов насчет оперного пения. Например, что перед выступлением нельзя пить шампанское и нужно употреблять сырые яйца.
— Впервые слышу, что нельзя шампанское. Но алкоголь, в целом, — не самая лучшая вещь для голоса и вообще для организма. Все должно быть в меру. Яйца сырые, возможно, когда-то использовали, но сейчас это неактуально, потому что это не имеет никакого отношения к голосу.
Опера — это только пышные декорации и тяжелые платья?
— Есть разные спектакли. И в Европе, и в России много современных постановок, в обычной повседневной одежде.
Что для Вас ближе?
— Мои предпочтения зависят от команды и режиссеров, с которыми я работаю. Любой костюм оправдан, если он сделан со смыслом и идеей. Надеть какое-то нафталиновое платье — это не панацея, это не значит, что спектакль будет успешным. Поэтому я за работу с талантливыми режиссерами.
У Вас есть «счастливое» платье?
— Я в этом плане не суеверна. И к тому же практически к каждому концерту подбираю новое платье. Они у меня если и повторяются, то крайне редко. У меня нет привязанности к одежде. Вообще, найти платье к определенному выступлению — непростая задача. Нужно продумать, где будет проходить концерт, также я люблю, чтобы наряд сочетался с тем, какую программу ты поешь.
Поделитесь секретом, как вы обычно готовитесь к выступлениям?
— Каждое произведение изначально учится дома — индивидуально, с пианистами, с языковыми коучами, если необходима помощь с фонетикой или подстрочным переводом. Раньше к каждому выступлению готовилась с вокальным педагогом, а сейчас уже сама постепенно начинаю преподавать, и мне это очень нравится. Сама подготовка достаточно долгая. Каждый спектакль — это большой репетиционный период. Порой он достигает шести недель.
На экраны вышел байопик о Марии Каллас, роль которой играет Анжелина Джоли. Будете смотреть фильм?
— Да, и здорово, что оперу популяризируют таким образом. Картины на широком экране приобщают публику к жанру, больше людей становятся неравнодушными к опере.
Есть мнение, что Марии Каллас удавалось воплотить трагедию в опере, потому что ее личная жизнь была полна трудностей. Как Вы считаете, чтобы спеть трагическую партию, обязательно проживать тяжелые моменты в реальной жизни?
— По этой логике мы все просто сошли бы с ума. На сцене в операх мы постоянно умираем. Что ни спектакль, то смерть. Голос, кстати, очень сильно зависит от психоэмоционального состояния. Если все время находиться в стрессе, то скорее всего петь хорошо ты не сможешь. И считается, что именно непростая жизнь Каллас привела ее к нервно-мышечному расстройству, потере голоса и, в итоге, к преждевременной смерти.
Поделитесь творческими планами.
— У меня каждый месяц что-то происходит, а порой и каждую неделю. В январе в Новосибирске открылся мой первый Сибирский оперный фестиваль. В этом сезоне запланированы три проекта в оперном театре Ла Скала в Милане, потом Венская опера, Мюнхенская. Весной выступлю в Москве в «Зарядье», летом участвую в фестивалях в Арена ди Верона и Пезаро.
Кроме Европы, вы часто выступаете в России. Где больше нравится?
— Для меня неважно, где я выступаю, а важно, с кем я это делаю и в каком контексте. К счастью, я могу выбирать. Но не всегда это было так.
Есть разница между европейским и российским зрителем?
— Музыка — универсальное искусство, которое понятно на всех языках, абсолютно всем культурам и расам. На языке музыки можно разговаривать в любой точке мира. И если ты делаешь это хорошо, то тебя услышат, поймут и твое искусство откликнется у зрителей.
Вы часто бываете на малой родине?
— Раз в год приезжаю на пару дней. Заезжаю в свой бывший дом, гуляю по городу и встречаюсь со старыми знакомыми. Иногда приезжаем семьей, нам нравится отдыхать на Кавказе. Если есть время, заезжаю в Кисловодск и Пятигорск, чтобы увидеть давних друзей.
У Вас есть любимые места на Кавказе?
— Любимые места всегда связаны с какими-то эмоциями. Они есть, но пусть останутся чем-то моим личным.
Вы пробовали петь в горах? Там ведь невероятная акустика.
— Нет, в горах я отдыхаю (смеется).
И последний вопрос. Что для Вас значит опера?
— Я счастливый человек. Для меня опера — это моя работа, мое хобби и моя большая страсть, без которой я не могу представить свою жизнь.