Проекту по бесплатному обучению школьников олимпиадной математике в Кабардино-Балкарии исполнился один год — первые уроки прошли в феврале 21-го. Занятия ведут студенты математических факультетов топовых вузов страны и одни из лучших педагогов республики. Как попасть в проект и, главное, зачем там учиться, рассказали сами преподаватели и автор инициативы, бизнесмен Мурат Алтуев.
— С тех пор, как мы приняли решение развивать офис ITV Group в Нальчике, мы постоянно испытываем трудности с квалифицированными кадрами, —начинает разговор Мурат Алтуев, руководитель ITV Group, занимающейся разработкой программного обеспечения для систем безопасности и видеонаблюдения. — Все вакансии компании инженерные, а бэкграунд любой инженерной специальности — математика.
Первым, с кем ITV Group начал сотрудничать, стал Кабардино-Балкарский государственный университет. На базе вуза организовали бесплатные курсы для студентов, чтобы они включались в более специализированные программы обучения и приходили устраиваться в компанию, объясняет Алтуев.
— Может, им было трудно или мотивации недоставало, но по факту достаточного количества студентов не было. Тогда решили, что надо заниматься со школьниками, и открыли курсы «ЯПрограммист» с восьмого класса. Три года набирали детей и каждый раз упрощали задачи на входе. Так пришло понимание, что надо начать заниматься еще раньше.
Другой сложностью оказалась нехватка преподавателей, продолжает бизнесмен. Алтуев уверен: учитель должен сам уметь решать задачки по олимпиадной математике, но многие делают это строго по заданной схеме.
— А здесь алгоритм надо изобретать, нам нужна именно такая математика. Удача, что у студентов и выпускников московских вузов, в том числе МГУ, МАИ, ВШЭ, есть желание участвовать в проекте. Ребята сами только что были олимпиадниками, они максимально в теме. Плюс у них есть опыт преподавания: в Москве студентов топовых вузов привлекают в школьные кружки.
Сейчас занятия по-прежнему проводятся на базе КБГУ. Уроки ведут не только недавние призеры олимпиад и студенты московских вузов, но и местные учителя математики. Проект курируют специалисты Кавказского математического центра в Майкопе. Московские педагоги проводят занятия раз в неделю онлайн и прилетают в Нальчик раз в три недели на очные уроки. Финансовый аспект — на ITV Group, ведь с помощью проекта компания готовит будущие кадры.
— С октября прошлого года проект расширился до 50 кружков, которые в основном находятся в районных центрах. У нас учатся больше тысячи школьников. Программа единая и определена уровнем знаний и навыков, необходимых не только для математических олимпиад, но и при желании освоить в будущем курсы «ЯПрограмист» — следующую ступеньку на пути к одной из самых высокооплачиваемых профессий в мире. Теперь дело за малым: охватить все школы республики.
Следующая цель — организация районных центров «ЯПрограммист». С нею сложнее, уточняет инициатор проекта, потому что здесь вопрос с преподавателями не закрыть студентами московских вузов. По словам Алтуева, вся надежда на своих же выпускников курсов «ЯПрограммист», которым будет интересно дальше передавать свои знания, заверяет Алтуев.
— Математика — фундамент любой науки, — уверен собеседник. — Если потом ребенок пойдет в науку или в бизнес, ему будет легче осваивать любой материал, потому что математика учит думать.
— Не могу сказать, что все просто, но это безумно интересно, — говорит координатор проекта, сотрудник ITV Group Фариза Тутукова. — Первый кружок стартовал в Нальчике на базе КБГУ в прошлом году. Потом подключились Чегемский, Баксанский и Эльбрусский районы — сейчас занятия проходят в Исламее, Заюково, Атаужкино, Тырныаузе, Кенделене, Бабугенте. Всего у нас 30 преподавателей (23 из них — студенты и выпускники московских вузов, остальные — местные учителя) и 30 ассистентов из числа местных студентов-математиков. Ассистенты помогают с проверкой домашних заданий и тоже учатся, чтобы в будущем самим вести занятия. Ведь одна из задач проекта — растить кадры среди преподавателей.
Каждая группа ребят закрепляется за определенным преподавателем. Дети привыкают к нему и чувствуют себя комфортнее, объясняет Тутукова. В кружки берут учеников 5−7 классов, набор не привязан к началу учебного года. Занятия бесплатные для детей, но компания оплачивает труд педагогов.
Координатор не скрывает: бывает, школьники уходят из кружков. В таких случаях, по наблюдениям Тутуковой, на занятиях настаивают родители, а самим детям просто не интересно.
Среди учеников есть те, кто не справляется и решает сдаться, согласен с коллегой Кязим Айшаев. Преподаватель нальчинского лицея для одаренных детей «Солнечный город» в проекте с самого начала.
— Стараемся, чтобы ребенок не опускал руки: пусть не получается сегодня, но через пять-шесть занятий начнет. И тогда школьник будет выигрывать серьезные олимпиады, сможет поступить в хороший вуз. Сейчас детей становится все больше. К нам приходят разные ученики, и нам надо показать им, что математика — это интересно, красиво и очень увлекательно. По большому счету, это удается.
Вместе с Айшаевым в проекте участвует и его коллега по лицею «Солнечный город», преподаватель математики Мадина Хамгокова. Педагог добавляет, что ребятам бывает трудно, так как материал на занятиях в кружках отличается от стандартной школьной программы, выходит за ее рамки.
— Тут главное — научить детей логике, математической культуре, умению рассуждать в правильном ключе. Есть те, кому пока не удается влиться в процесс, но отстающими я бы их не назвала. Если есть интерес, всегда можно приложить усилие.