В 14 километрах от столицы Дагестана находится уникальный песчаный бархан Сарыкум, а неподалеку — еще одно интересное, но не такое известное место. В Ущелье нартов — по-кумыкски Нарт кол — первые люди оставили на камне незамысловатые послания. Петроглифы рассказывают о жизни и верованиях древнего человека. Сегодня сюда ведут пешие туристические маршруты, правда, пользуются ими пока немногие.
В путеводителях эта местность значится как ущелье Марковых. Здесь погиб революционный деятель, член Реввоенсовета Кавказского фронта Сергей Марков. Убили красного командира не в открытом бою, а позже, осенью 1922 года, когда тот вернулся в Дагестан вместе с женой на отдых. Чета часто прогуливалась по окрестностям бархана. В один из дней они наткнулась на бандитов — были ограблены и убиты. Руководство республики назвало нападение местью за революционное прошлое.
Говорят, что прежде тут можно было повстречать великанов и чудовищ. Как-то в этих местах объявился нарт. Возможно, тот самый, что создал песчаный Сарыкум. Если верить легенде, великан увяз в песке — там, где он вытряхнул содержимое сапог, возник бархан. В ущелье нарт встретил чудище Аждаху. Недолго думая великан сорвал кусок скалы и метнул глыбу в сторону противника. Шум стоял такой, что все живое попряталось. Камень не долетел и упал под ноги Аждахи. Он вошел в землю острым концом вверх и почти перегородил проход в ущелье. Тогда чудище вытащило саблю и рубануло соседнюю скалу так, что утес сгорбился и заплакал. На его поверхности образовались бугры, и полились слезы, аж целый родник. Силы соперников оказались равны, участники прервали поединок и разошлись. Поговаривают, что великан не случайно забрел в эти края. Он спешил спасти красавицу, похищенную Аждахой. Никто не мог справиться с чудищем и вызволить девушку из плена. Лишь после схватки с нартом красавица была освобождена. Время не сохранило имени девушки, неизвестно, как сложилась ее судьба. А чудище больше никто не беспокоил, и со временем оно превратилось в камень. Если присмотреться, в одном из утесов можно увидеть очертания Аждахи. Как память о споре чудовища и великана осталась глыба у входа в ущелье, трещина в скале и слезы-родник.
Поговаривают, что в разрубленной скале где-то на высоте пяти метров есть углубление, где чудовище хранило свою саблю. Жители окрестных сел утверждают, что взобраться на скалу не сложно. Размер расщелины у основания всего 10 см, а на вершине достигает 1,3 метра, и нужно быть крайне осторожным, чтобы не провалиться внутрь.
У ущелья расположена галерея наскальных изображений. Петроглифы выбиты на поверхности навеса, образованного каменными выступами. Здесь можно увидеть 32 изображения возрастом около 6000−7000 лет — это олени, козы, кабаны, всадники, некое чудовище.
— Основная идея этих, как и других найденных в разных частях Дагестана наскальных рисунков, — солярный культ и культ плодородия. Заметное место занимают и сцены охоты на оленей, серн, туров, кабанов, безоаровых козлов. Ряд изображений представляет собой своеобразные обращения к животным — покровителям рода, — объясняет сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслан Сефербеков.
Отголоски древних изображений до сих пор можно увидеть в декоративно-прикладном искусстве Дагестана. Например, некоторые петроглифы встречаются в орнаментации табасаранских ковров, в резьбе по дереву, украшении окон, дверей, мерных сосудов, ложек.
— Удивительно, но наскальные рисунки перекликаются с татуировками женщин Дагестана, с орнаментальными мотивами наших златокузнецов. Можно сказать, что это те же наскальные рисунки в ином оформлении, — говорит специалист.
С бархана Сарыкум в ущелье Марковых проложены пешие туристические маршруты. Группы туристов сопровождают сотрудники государственного заповедника «Дагестанский». Ущелье с наскальными изображениями находится в охранной зоне заповедника. В среднем прогулка длится 3,5 часа. Час сопровождения обойдется в 250 рублей.
— Обычно такие экскурсии популярны у приезжих туристов, свои не очень-то любят ходить пешком. Маршрут разработан еще лет 6−7 назад, но интереса к нему особого нет, — говорит замдиректора заповедника по экологическому просвещению Зарипат Магомедова. — В дневное время очень жарко, а рано утром или поздно вечером эти места посещают местные. Уровень экологической культуры оставляет желать лучшего что у местных отдыхающих, что у приезжих — в ущелье грязно.
О том, что ущелье не пользуется большим спросом, говорят и туроператоры.
— Это бывают группы из других стран и регионов. Сколько раз я провел экскурсии в ущелье, дайте вспомнить… Один раз для юннатов из Москвы и раз для экологов из Словакии и Польши, — говорит Гаджимурад Хабиев из «Басир тур».
Индивидуальные джип-туры в Ущелье нартов предлагает фирма Tvoigid05. В среднем поездка обходится в 3 тысячи рублей с человека, но тур непопулярен, утверждают гиды.
Доступ к наскальным изображениям между тем совершенно свободный. К сожалению, бесценные творения древнего человека подписаны современными «художниками». Такое встречается во многих районах республики и на многих объектах.
— Две трети объектов культурного наследия республики нуждаются в восстановлении и реставрации. И главное, чтобы человек оставил их в покое. В свое время известный художник Лель Иранпур установил мемориальную доску в ущелье Марковых — на достаточной высоте, чтобы защитить от вандализма. Как бы не так! Доску сделали мишенью. Окрестные скалы помимо наскальных изображений, к сожалению, хранят следы пуль, — рассказывает начальник отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия регионального значения Агентства по охране культурного наследия республики Абдулмажид Абашилов.
Специалист считает: Дагестан пока не готов к массовым развлекательным поездкам к памятникам истории и культуры, по крайней мере если туристы неподготовлены.