Зину Даудову в Чечне знают все: веселая бабушка Баянт (так ее называют) прославилась своими высказываниями, которые стали крылатыми, а кроме того, трижды совершила хадж, зарабатывая на поездки в Мекку продажей пакетов на рынке, и копит уже на четвертую поездку. И хотя сама не пользуется телефоном и не смотрит телевизор («терпения не хватает!»), она тем не менее стала героиней вирусных роликов, звездой телеэкрана и просто любимой бабушкой всей республики.
Дом Даудовых в Алхан-Юрте — типичное чеченское жилище с большим, чисто выметенным двором и неизменным навесом, под которым стоит старенькая мягкая «тройка» — диван и два кресла.
— Добро пожаловать к бабушке, — с улыбкой встречает нас Баянт.
Во дворе собрались жены ее внуков и внучка, рядом играют правнуки. Семья у Баянт, по чеченским меркам, небольшая: один сын, трое внуков и шестеро правнуков. Двое ее детей умерли сразу после рождения.
Сама она родилась в июне 1942 года. Во время депортации ей не было и двух лет. Едва семья вернулась из Казахстана, Баянт вышла замуж.
— Мне было пятнадцать, когда я вошла в этот дом. И с этих пор работала не покладая рук. Полностью засаживала вон тот огород кукурузой, — бабушка показывает на зеленое поле напротив. — А теперь не могу. В моей юности стыдно было говорить, что чего-то не можешь или не знаешь.
Супруга она потеряла в 2008 году, говорит, что вместе они прожили нелегкую, но порядочную жизнь. Всегда всем помогали, ни у кого ничего не просили. В этом и есть смысл жизни.
— Ты работаешь? — спрашивает бабушка.
— Да.
— Только на одной работе?
Киваю.
— Работай на 2−3 работах. Без дела не сиди. Будешь работать — здоровье будет, не будешь — здоровья не будет.
Сама она 35 лет проработала охранником на Грозненском химическом заводе, там же подрабатывала уборщицей. Это не считая домашнего хозяйства.
— Когда была свекровь, она мне помогала. У меня была такая добрая и трудолюбивая свекровь. Она жалела меня и многому научила, — с теплотой вспоминает Баянт.
Бабушку Баянт в Чечне начали узнавать после любительского ролика, в котором она рассказывала, как сильно хотела поехать в хадж, плакала и просила Всевышнего дать ей эту возможность. И как она решилась продавать пакеты, чтобы исполнить свою мечту.
Она уже не помнит, когда начала свой бизнес, но точно знает, что была в Мекке три раза и хочет побывать в четвертый.
— Я видела, как люди отправляются в эти священные места и рассказывают, как там красиво и спокойно. После их рассказов мне самой захотелось туда поехать и увидеть эту красоту своими глазами. Это же и обязанность каждого мусульманина. Я думала, как мне заработать эти деньги. Для государственной и физической работы я слишком стара. И однажды на рынке я подумала, что смогла бы продавать сумки-пакеты. На второй день я купила их у оптовиков и встала у мясного павильона в Грозном. С тех пор это мой стабильный заработок, — рассказывает бабушка.
На сумму, накопленную за два года, Баянт отправилась в свой первый хадж в 2012 году. Тогда ей было 70 лет. Узнав об этой истории, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров оплатил ее вторую поездку в Мекку из средств регионального общественного фонда им. А-Х. Кадырова.
— Спасибо Рамзану Ахматовичу за это, благодаря его поддержке я смогла совершить хадж три раза и, если даст Всевышний, совершу его и в этом году, — говорит Баянт. — Мекка — единственное место, куда тянется моя душа.
У бабушки четкий режим дня и особый рацион. Встает ранним утром, делает намаз. Современные блюда она не любит, предпочитает традиционную кукурузную лепешку, домашнюю сметану с творогом (то-берам), иногда суп.
— В мое время все было из своего огорода, поэтому и здоровье было крепкое. А сейчас все химия. Мало едят натурального. Проще сходить в магазин и закупиться, чем у себя выращивать, — возмущается бабушка.
После дневного намаза она автостопом, на попутных машинах, добирается до центрального рынка «Беркат» и там у мясного павильона или в продовольственных рядах продает свои пакеты. Телефоном она принципиально не пользуется — несколько подаренных раздала, а некоторые дома лежат. Но и без телефона найти ее нетрудно — надо лишь спросить у продавцов: на рынке ее знают все.
Маленькая, худая, в солнцезащитных очках, с озорным голосом, она ходит по торговым рядам до заката солнца. Правда, последний месяц почти весь просидела дома из-за давления, но, несмотря на это, уже успела прилично загореть.
— В день может заработать и до 1000 рублей, — говорит ее невестка Марха. — Она продает плотные пакеты, те, что по 50−70 рублей. И каждый раз, возвращаясь с рынка, часть денег отдает правнукам — так их любит. У наших детей у всех по два-три имени: она дает. Последнему правнуку дала имя Хаджи. Наверное, из-за особой любви к паломничеству.
Вся семья Даудовых живет в одном дворе и очень дружно. Все любят и гордятся Бабой, охотно прислушиваются к ее советам и смеются над ее шутками, особенно про телефонисток. Ее фраза на чеченском «Нормальных не осталось — кругом телефонистки» в адрес современных девушек разлетелась по всей республике — ролик снял случайный попутчик, который подвозил бабушку на рынок в Грозный.
«Ты женат? Нет?! Как мне тебя жалко» — эта фраза Баянт из другого любительского ролика в одно время стала культовой, а сама бабушка — еще более популярной.
После этого харизматичной бабулей заинтересовались и республиканские СМИ. ЧГТРК «Грозный» выпустила сюжет о ней. «Баянт была такой живой и обаятельной, так понравилась зрителям, что по итогам года оказалось, что передача с нею получила больше всего откликов, так что мы еще раз пригласили ее в студию и сделали целый цикл материалов», — говорит сотрудник ЧГТРК Зара Хасанова.
Теперь Баянт — звезда и достопримечательность рынка. Встретив ее, люди покупают пакеты, даже если они им не нужны: всем приятно поучаствовать в благом деле.
— Жалко мне нынешних парней, да и девушек жалко, — говорит Баянт. — Мужчины не хотят кормить свои семьи, а женщины целыми днями в телефонах. Ни мудрости нет, ни желания работать. Если девушка позволяет себе писать молодому человеку или звонить — смело можно ее оставить. Настоящая чеченская девушка так делать не будет. Гордость ей не позволит. Женщина — это дом, а дом — это там, где женщина. Если уж создали семью, нужно трудиться день и ночь. В современных условиях тем более.
Девушкам, по мнению Баянт, следует выходить замуж в раннем возрасте — после 27 лет уже поздно.
— Когда молод, легче рожать детей, да и все трудности даются легче. С возрастом женщине все тяжелее покидать отчий дом, многие не уживаются характерами, в итоге разбитые сердца и семьи. Создавать семью — это же не просто так. Это большая ответственность. Твои дети будут брать с тебя пример. От тебя зависит, станут ли они для тебя наказанием или гордостью.
Баянт не любит, если домочадцы вечером выходят из дома погулять: считает это непристойным. Так что внуки уходят украдкой.
— Человек должен честно трудиться. Не лениться. Неважно, сколько у тебя денег, важнее, как ты их зарабатываешь и на что тратишь. Я люблю работать, не могу сидеть без дела. Даже телевизор редко смотрю. Терпения не хватает.