Селение Тлондода расположено высоко в горах в Цумадинском районе Дагестана. До Махачкалы — 180 километров, до райцентра Агвали — 15, до грузинской границы — 40. Когда-то в селе было 200 хозяйств, местные жители — аварцы — выращивали пшеницу, разводили овец. Сейчас осталось 50 домов, где живут почти одни старики. Остальные уехали в города, на равнину. В 2014 году в селе осталось всего одиннадцать школьников — меньше, чем учителей, и сельскую школу хотели закрыть. Но тлондодинская диаспора в Махачкале решила иначе.
— Если умрет школа, умрет и наше село, — говорит Магомед Асадулаев, стоматолог с практикой в Махачкале. Именно он придумал, как остановить неизбежный, казалось бы, процесс. — Те, кто выросли в городе, в село не вернутся, поэтому мы решили отправить своих детей в горы.
Тлондодинцы, живущие и работающие в Махачкале, не просто привезли своих детей в село — они пригласили и самостоятельно оплачивают работу молодых учителей, организовали интернат в мектебе при мечети. Мектеб — начальная мусульманская школа; в отличие от медресе, которое можно сравнить со средней школой, мектеб не требует лицензирования и вполне отвечает задачам тлондодинцев: дать детям хорошее светское среднее образование и начала исламских знаний.
Идея осуществилась: 1 сентября 2014 года в школу пошли 11 сельских и 30 городских юных тлондодинцев. То же самое произошло и в 2015 году. Все они с утра учатся в обычной школе, затем городские возвращаются в мектеб, где едят, отдыхают, дополнительно занимаются арабским и английским языком и заучивают суры из Корана.
Конечно, дети скучают по родителям, оставшимся в Махачкале. Поэтому каждые каникулы их забирают в город, в семью. А кроме того, раз в месяц к ним обязательно приезжает так называемая «группа поддержки».
— Несколько мам собираются и вместе их навещают. Везут домашнюю выпечку, сладости, а заодно помогают в интернате на кухне и со стиркой, — говорит Магомед Асадулаев.
Проблема вымирания сел — общая для всех горных территорий. Из ста с лишним тысяч уроженцев высокогорного Цумадинского района сейчас в горах живут только 20−25 тысяч человек, остальные спустились на равнину и в города. Рождаемость упала везде: два-три ребенка вместо семи-девяти в прошлых поколениях стали нормой. Правда, в этом году во всем Дагестане в школу идет «путинское поколение» — дети материнского капитала, и первые классы иногда в полтора-два раза многочисленнее, чем прошлогодние. Но эта волна имеет начало и конец, общего тренда она не меняет.
Кроме упомянутого спасения малой родины у городских семей было еще несколько мотивов отправить своих детей из мегаполиса в далекое горное село.
Во-первых, уровень образования в махачкалинских школах многих не устраивает. Не то что бы в сельской местности учителя были лучше — просто джамаат (так называется в Дагестане сельское общество) многие проблемы может решить сам, не дожидаясь, когда это сделает государство. В том числе — пригласить хороших учителей.
Во-вторых, в Махачкале у детей много соблазнов и мало уважения к педагогам. В селе же развлечений никаких, ничто не отвлекает от учебы, да и отношение к учителям традиционно почтительное.
В-третьих, многие родители считают обязательным дать своим детям религиозное образование. В селе это можно делать, не опасаясь дурного влияния со стороны радикальных проповедников.
Была еще надежда, что городские дети в селе заговорят на родном аварском языке, но, как показал опыт, всё получилось наоборот: сельские дети и бабушки в Тлондоде заговорили по-русски.
— Мы теряем наших детей, мы все время на работе, а они на махачкалинской улице. Поэтому создали родительский комитет, собираем по шесть тысяч в месяц за ученика, что позволяет платить зарплату учителям по русскому языку, физкультуре, учителю арабского и Корана. Эти учителя и в мектебе работают, и в обычной школе, — рассказывает Магомед Асадулаев. — Сейчас мы ищем возможность пригласить географа, информатика и историка. Вопрос не в нас — учителей нет. Будем искать в России, приглашать семьями. Здесь все помнят русских учителей, основоположников образования в нашем селении, которые приехали после войны учить наших детей, точнее — наших родителей. Хотим мемориальную доску с их именами установить. Кто-то из них остался здесь, создал семью, кто-то уехал домой, отработав положенное время.
Помимо заработной платы учителя, согласившиеся поехать в Тлондоду, получают «социальный пакет». Все, чем богаты махачкалинские тлондодинцы: продукты питания, жилье, причем с отоплением и всеми условиями, медицинское обслуживание, включая, естественно, стоматологию. Предусмотрен даже летний отдых на море в частной гостинице, которой владеет сельчанин.
Проект Магомеда Асадулаева изменил и село, и среднюю школу селения Тлондода.
— У нас теперь 15 учителей, — радуется директор школы Магомед Гасанов. — И очень хорошо, что городские и сельские дети учатся вместе. Сельские родители тоже одобряют появление новых учеников. Было безлюдное село, теперь даже в футбол можно поиграть.
Физкультуру в школе, кстати, ведет профессиональный тренер Магомед Алисултанов, приглашенный из райцентра Агвали. Он три года учился во Франции (за что получил в селе прозвище Француз Мага), говорит на трех языках и готовится к экзаменам в медицинский университет в Нанте.
ЕГЭ по русскому языку прошлой весной успешно сдали все выпускники — и городские, и сельские. Это заслуга молодого преподавателя Магомеда Газимагомедова — с декабря 2014 года он вел в мектебе специальные занятия. В мектебе, кстати, есть своя библиотека: Толстой, Пушкин, Бунин. Правда, по словам учителя, пока большей популярностью пользуются детективы.
— Наши дети начали читать книги, а раньше только в электронных девайсах сидели, — отметил и Магомедрасул Сиражудинов, председатель родительского комитета.
По данным районного центра по работе с одаренными детьми, тлондодинская средняя школа со своими 40 учащимися по сумме набранных в различных олимпиадах баллов за 2015 год заняла в районе третье место — после агвалинской средней школы, где учится более 700 человек, и школы в селении Верхнее Гаквари (80 учащихся).
В конце ноября в Тлондоду пригласили известного популяризатора математики, доктора физико-математических наук из МФТИ Алексея Савватеева. Гость провел олимпиаду по математике для местных ребят и прочитал им лекцию с живыми примерами, которые не могли не заинтересовать слушателей.
Кстати, племянник сельского имама Гамзат, участвовавший в олимпиаде дистанционно, прошел отбор в летнюю математическую школу «Сириус-Сочи».
— На лекцию в мектебе собрались мальчики всех возрастов. Внимательно слушали и к концу занятия уже отлично дружили с формулами, — вспоминает свою поездку Алексей Савватеев. — В целом видно, что ребята способные и их очень хорошо можно учить, если бы не дефицит учителей, как, собственно, и по всей России. Что меня удивило, так это их внимание. Когда занятие закончилось, я им говорю: «Вам пора на ужин. Или еще рассказать, с какой высоты насколько далеко видно?» Это очень хорошая тема для горных жителей, они сразу все понимают, потому что сопоставляют со своим жизненным опытом. И они все в один голос ответили: «Да! Расскажите» — и задержались еще на 20 минут.
По словам математика, мектеб почти ничем не отличается от обычной школы, правда, там не учат девочек.
— Особых отличий я не заметил. Разве что дисциплина. У них запрещены интернет, планшеты, мобильники, пепси-кола. Хорошо бы сделать то же самое во всех светских школах России, чтобы вся эта дрянь не мешала учебе.
Алексей Савватеев говорит, что он «в полном восторге» от поездки.
— Все было великолепно, такого гостеприимства я не видел нигде. Мне сразу же сказали, чтоб я спрятал свой кошелек далеко в сумку и никогда его в Дагестане не доставал: приглашающая сторона не допустит, чтобы я тратил свои деньги. Так и было. Единственное, о чем я просил, соглашаясь на поездку, — организовать поход в горы. И мы сходили на одну из вершин, откуда были видны пограничные с Грузией горы, посмотрели на ледник, съездили на Чиркейскую ГЭС, ели восхитительно вкусные сырные лепешки — чуду. А на прощанье мне подарили огромную вазу и ларец унцукульских мастеров. Улетел полный впечатлений.
Математик, кстати, был не единственным приглашенным в Тлондоду лектором.
— Мы в разное время приглашали известных специалистов по истории, географии, экономике. Очень хотим летом организовать семинар, позвать ученых из Москвы. У нас красивые места, и, если создать для гостей хорошие условия, они не пожалеют об этой поездке. Мы готовы этим заниматься, для нас главное — пробудить у детей интерес к учебе, к науке, заинтересовать их. Да мы и сами учимся, прислушиваемся к советам профессионалов, как лучше организовать дела в школе, — говорит Магомед Асадулаев.
А что касается девочек, то их в село не отправили по вполне прозаической причине — нет подходящего помещения.
— Интернат при мектебе был построен давно: мы отправляли в него детей на лето, как в лагерь. Но там небольшое строение с одним классом. Чтобы пригласить туда девочек из города, нужно создать для них условия: отдельные спальни, отдельный вход, нанять воспитательницу. Иначе никто не согласится отправить своих дочерей в село. Но, думаю, со временем мы и эту проблему решим. Это у нас в проекте, — говорит Магомед Асадулаев.
Если проект осуществится, обучение в мектебе будет раздельным — по гендерному принципу. Как будут учиться дети в средней школе, решит администрация школы, подчеркивает Магомед Асадулаев. Сейчас девочки — а их в селе осталось десять — учатся вместе с мальчиками, и родители ничего не имеют против.
Фото: Денис Соколов, Наталья Бакланова