Магазин открывается в 9.00. Посетителей встречает вежливая девушка-волонтер Зарина. К концу месяца она не ожидает заработной платы. Несмотря на кризис в стране, в помещении столпилось много народу. Одни тщательно осматривают ассортимент, другие примеряют, кто-то нежно ощупывает материал. Если раньше здесь можно было рассчитывать только на секонд-хенд, то сегодня этот магазин отличается от других только тем, что в нем все бесплатно. К кассе подходят не для оплаты, а для регистрации.
Теперь это уже только один из пунктов приема и раздачи одежды благотворительной организации «Хайра». За три года своего сущестования «Хайра» превратилась из маленького магазинчика в Урус-Мартане в самую известную и популярную среди малоимущих благотворительную организацию на Кавказе. Три офиса, два пункта приема и раздачи одежды, 80 выставленных в разных уголках республики ящиков для пожертвований. Сегодня среди волонтеров «Хайры» можно увидеть звезд российского MMA, олимпийских чемпионов, лидеров общественного мнения.
Автор проекта — местный житель Микаил Ахмадов. Когда в Чечне говорят «Хайра» — подразумевают Микаила, говорят про Микаила — подразумевают «Хайру». Он в организации, конечно, не один, но двигатель — именно он.
Ему только 27-й год. Спит несколько часов в сутки. Вместо чая наверняка пьет кофе. А есть и вовсе забывает. После каждого слова произносит: «По воле Всевышнего». Три года — сотни тысяч накормленных и одетых людей.
С Микаилом так и не удалось записать интервью «вживую». Спасибо миру за еду, дом и WhatsApp. Беседа длилась два дня. Ответа приходилось ждать от него часами. Если бы не функция «голосовых сообщений», вряд ли и эта статья увидела жизнь. И неудивительно, что у этого человека так мало времени. За несколько дней он не придумывает проекты, а реализует. Когда он все это успевает — загадка.
Интересуюсь, что за новый проект — «Доктор Хайра». Пытаюсь шутить: это как «Доктор Хаус»?
— Все намного сложнее, чем «Доктор Хаус», — объясняет Микаил. — Этот клуб создали недавно. В его рамках мы сводим врачей с тяжелобольными людьми, им оказывается любая медицинская помощь.
В планах, говорит, много проектов, «но о них стоит рассказывать уже после реализации».
Среди реализованных — проект «Наши дети». Раз в две недели, а по возможности и чаще, «Хайра» устраивает праздники для детей-сирот и детей-инвалидов. Недавно водили их в цирк.
— Это, наверное, наша самая лучшая идея, — говорит Микаил. — Описать восторг детей у меня не хватит слов. Это нужно видеть самому.
Очень популярен в Чечне проект «Я — донор». По словам Микаила, количество волонтеров-доноров, привлеченных «Хайрой», приблизилось к 500. Акций по сдаче крови было уже более 300.
— Более чем в 100 случаях это спасло людям жизнь. Как только появляется надобность в крови, мы сразу кидаем информацию в свои группы, и люди моментально реагируют. Все они — добровольцы, которые ради Всевышнего изъявили желание быть полезными обществу и вносить такой вклад в спасение чужих жизней.
Когда Микаил говорит «кидаю информацию в свои группы» — он имеет в виду группы в WhatsApp, созданные «Хайрой». В случае с проектом «Я — донор» это несколько мужских и женских групп общения.
В Чечне WhatsApp — это не просто один из мессенджеров. Здесь он мегапопулярен, едва ли не средство общения номер один. Практически все молодые люди состоят во множестве групп общения. Да и не только молодые — подтягиваются и люди постарше. Пишут, наговаривают сообщения. Есть мнение, что многих привлекают именно голосовые сообщения: кто-то привык говорить по телефону, кто-то — по рации, а WhatsApp — это то же самое, только не обязательно всем быть в онлайне. Группы, как правило, для узкого круга людей или же профильные, в сумме же получается целая сеть, мимо которой Микаил как талантливый организатор просто не мог пройти.
Та же информация о людях, нуждающихся в еде и одежде, доходит до «Хайры» в том числе и через WhatsApp. Далеко не каждый переступит через гордость, сам придет и скажет, что ему нечего есть и тем более надеть. А тут — кто-то увидел или кто-то от кого-то услышал, «кинул в группу», пусть даже и не непосредственно в одну из групп «Хайры», а в какую-нибудь другую, но информация все равно начинает распространяться по местной WhatsApp-сети и в итоге быстро доходит до Микаила и его помощников.
Поэтому, видимо, и самый простой путь к интервью с Микаилом лежал через WhatsApp: ему, по большому счету, не до мессенджеров, но сюда он периодически заходит, чтобы держать руку на пульсе.
Запустив мощную благотворительную сеть, Микаил задумался о социальном предпринимательстве. Для России это новое направление, но это его не пугает.
— В России до сих пор не развито такое понятие, как благотворительный бизнес. Кажется, мы на сто двадцать каком-то месте находимся в мире по развитию благотворительности. Благотворительного бизнеса сегодня нет не только в России, даже в СНГ нигде нет.
Новый проект «Хайры» — продажа хлебобулочных и мучных изделий, доходы от которой пойдут на поддержку малоимущих.
— У нас в Чечне есть много пекарен и хлебозаводов, которые хотят помогать нам мучными изделиями. И простые люди, зная, что выручка идет полностью на благотворительность, принципиально будут покупать продукты в наших магазинах. Они и себе хлеб покупают, и богоугодное дело делают, помогая нуждающимся.
Если быть точным, Микаил проект уже запустил. Он вообще не любитель откладывать дела.
— Начали мы традиционно с Урус-Мартана, так как и «Хайра» зародилась именно там. А дальше сделаем обширную сеть по всей республике. То есть мы перейдем на частичное самофинансирование. Будем продавать не просто хлеб, а все виды хлебобулочных, мучных изделий.
Когда говорят о неимущих, бедняках, нищих, у многих подспудно всплывают не самые дружелюбные ассоциации. Часто можно услышать неприятные для многих вещи: от «иди работай, бездельник!» до «нарожали, а теперь прокормить не могут». Однако все не так просто, и в «Хайре» это понимают лучше чем где бы то ни было.
— В каждой семье свои проблемы: сломанный айфон, одежда от не самого престижного бренда, несколько детей-инвалидов в семье…
Горькая ирония молодого человека, который видел тысячи самых разных человеческих судеб.
— Гельхаевы относятся к последней категории. Десять членов семьи, двое из них инвалиды. Постоянные лечения и вечно не хватает денег. В этой семье о потребностях здоровых детей и вспоминать не приходится. Все внимание и средства уходят на дочку с сильными ожогами и сына с пороком сердца.
Говорит, 300 рублей в день, которые зарабатывает глава семьи Гельхаевых, вряд ли хватит даже на хлеб с маслом для десятерых.
— Обеспечили их одеждой и питанием на месяц. По воле Аллаха и дальше будем продолжать.
Подсчитать точно, скольким людям помогла «Хайра», не представляется возможным — главный офис сгорел, и теперь не все можно учесть. На памяти Микаила около 65 тысяч человек.
Из магазина одежды выходит девушка. Оглядывается по сторонам, словно вор. В руках держит черный пакет. Подходит к ящику и кладет пакет туда. Это один из 80 ящиков для пожертвований, расставленных «Хайрой» по всей Чечне.
Беру пакет, смотрю, что там. Девушка пожертвовала три комплекта одежды из своего магазина — для тех, кто не смог бы себе это купить за деньги. Захожу в магазин, говорю, что пишу статью о «Хайре».
— Сделала просто так. Для людей, — всем своим видом девушка дает понять, что дальше говорить об этом не хочет.
Больше ничего не спрашиваю, выхожу. Девушку явно огорчил тот факт, что ее доброе дело кто-то заметил. «Дающая милостыню правой рукой, скрывая ее от левой».
В переводе с чеченского «Хайра» означает «благо». Организация именно этим и занимается — ищет блага для тех, кто не может найти их сам. И вместе с «Хайрой» тем же занимаются тысячи обычных людей. Теперь они знают, куда идти, если есть такой порыв — помочь ближнему.
Говорят, чем больше даруешь блага, тем богаче становишься духовно. Богатство Микаила Ахмадова исчисляется огромным количеством людей, которым помогла «Хайра». Хотя сам он себя в этом смысле пока еще не считает богатым человеком. У него еще много дел, проектов, далеко идущие планы.
Когда в мире не останется ни одного малоимущего и остронуждающегося человека, у него, может быть, появится время на игру в футбол и просмотр фильмов, на долгие посиделки с семьей. А сегодня — как он любит говорить, по воле Всевышнего — он занят другим. Его задача — свести того, кому нужна помощь, с тем, кто может помочь.