Производство
Горы. Фермер.
Монбельярд Бонжур
10 марта, 2016
1784
Классическая музыка, классические рецепты и французы в коровнике. В Осетии из этого получается сыр, которым можно чистить зубы. И должна получиться турзона, где отдыхающим захочется поработать

«Осетинским пармезаном» его нарекли туристы: они повадились брать сухой «Ханский сыр» в подарок друзьям. Но главное в нем — не «сувенирный» статус, не сравнение со знаменитым итальянским сыром, не уникальный вкус и легкость хранения. Говорят, он настолько полезен для здоровья, что предки осетин лечили им десны — а ведь рецепт с того времени не изменился. Считалось, что достаточно жевать сыр неделю перед сном, чтобы десны стали крепкими, как у медведя. Современная наука объясняет этот феномен высоким содержанием кальция.

Правильный имидж и правильные коровы

Раньше безрассольный осетинский сыр считался сыром для богатых. Сыр для бедных был «мокрым», чтобы голодный труженик мог еще и помакать хлеб в сыворотку. Об этом даже в Нартском эпосе есть упоминание. Сегодня сухой сыр стал, конечно, доступнее, но тем не менее производители не собираются ставить «Ханский» на поток.

— Это нерентабельно, — говорит гендиректор агрохолдинга «Мастер-прайм Березка» Лариса Бекузарова. — Потому что в процессе созревания он теряет в своем весе 40%. Он слишком дорогой и не приносит нам прибыли, он, скорее, имиджевый.

Конечно, домашний сыр — это одно, а продукция крупной компании — совсем другое, но и то и другое начинается с качественного сырья. Поэтому в «Березке» о подходящей породе коров задумались еще в далеком 2002 году, когда купили и отремонтировали помещения обанкротившегося совхоза в Алагирском районе.

Породу стали искать, исходя из климатических условий, сыропригодности молока и высокого содержания в нем белка. Остановились на элитной французской мясо-молочной породе «монбельярд». Завезли в Северную Осетию 330 голов нетелей — это был первый опыт разведения «монбельярда» в России.

— Мы столкнулись с большими сложностями, вынуждены были искать специалистов в других регионах. Очень помогли французы: приезжали каждые три недели, консультировали. Наверное, без них не выкрутились бы, — вспоминает Лариса.

Сейчас здесь современная ферма — все делает автоматика: доит коров, охлаждает молоко и даже отправляет его на завод. Французские буренки на осетинской земле чувствуют себя вполне комфортно. В коровнике для них играет классическая музыка — сотрудники утверждают, что это улучшает надои и вкус молока. От одной коровы здесь получают до 30 литров молока в сутки — в два раза больше, чем дает средняя буренка на юге России. Но главной гордостью фермы является бычок-производитель Бонжур весом полторы тонны.

Не делать из него бофор — преступление!

— Корма исключительно наши, всякой ерундой своих коров не кормим, сами выращиваем. Единственное, что закупаем, — это подсолнечный жмых из Краснодарского края, — говорит Лариса. И консервантов тоже никаких. Иначе это уже не будет настоящий осетинский сыр.

Как и века назад, для сыра здесь берут неснятое (то есть жирное, с которого еще не сняли сливки) молоко, фильтруют, далее заквашивают с помощью особой жидкости, приготовленной из высушенного телячьего, ягнячьего или козьего желудка и сыворотки. Через час-два молоко свертывается, густеет, из него руками отжимают сыр и помещают в формы, кладут в рассол и держат в холоде не меньше месяца. Твердые сорта затем подвешивают и сушат в течение нескольких месяцев в специальных помещениях.

Рецептура зарекомендовала себя временем и не нуждается в доработке. В ассортименте сейчас десять видов сыров для разных сегментов рынка, но больше всего гордятся тем самым «Ханским».

— В перспективе появятся такие сыры, как конте и эмменталь. Иметь высококачественное молоко и не сделать из него бофор — это преступление. Технологию позаимствуем у французов, — говорит Лариса.

Кроме «Ханского» есть у компании еще одна гордость — настоящее сбоечное сливочное масло, производимое по старинной технологии. И его тоже делают немного — только для фирменных магазинов.

Агротуризм и немного стейков

«Березка» чувствует себя хорошо: конкуренции не ощущает (здоровой продукции на рынке мало, как и недорогой), входит в список приоритетных проектов по СКФО, бизнес-план прошел экспертизу многочисленных банков, и они готовы рассматривать проект и считают его весьма перспективным. Проект был представлен на экономическом форуме в Сочи и даже вызвал одобрение президента Владимира Путина.

Поэтому здесь собираются развивать успех. Как заявляет Лариса, приоритетная задача — для начала накормить свою республику. Ни больше ни меньше. И восьми фирменных магазинов, которые есть в Осетии, уже становится мало.

Начало строительства комплекса на 1200 голов задерживается только из-за нехватки земли для выращивания своих кормов. Обещают: если решить этот вопрос, республика будет обеспечена своей молочной продукцией на 40%. Сейчас комплекс рассчитан только на 400 голов, а все поголовье — 850 коров. Поэтому молодняк, да и взрослых животных, продают населению и мелким фермерам.

Лариса мечтает заняться аграрным туризмом — построить коттеджный поселок, где туристы смогут посмотреть, как доятся коровы, делается осетинский сыр и пироги, и даже поработать на ферме. И — поесть фирменных стейков в мясном ресторанчике. Ведь «монбельярд» славится не только молоком, во многих европейских ресторанах стейки готовят только из мяса этих коров — оно диетическое и очень вкусное.

Заглядывая в будущее, Лариса видит продукцию «Березки» за пределами республики. Почему нет? «Медаль за европейское качество» у компании уже есть. Как и не менее почетный знак «Сделано на Северном Кавказе».

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Служить Родине, идти к цели, праздновать Новый год
Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло — о своем пути и взглядах на жизнь
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Полная версия