Редкий специалист
Хозяин медной горы
15 октября, 2021
362
Ни на что не похожие изделия из меди делает мастер из Владикавказа

Мастерская Руслана Калухова находится в живописном месте в центре Владикавказа, где работают и другие художники: живописцы, скульпторы, мастера ювелирного дела. Они заходят друг к другу обменяться новостями, показать новую работу, послушать совет и критику. Рады здесь и гостям. Руслан Калухов занимается холодной ковкой, которую еще называют выколоткой, или дифовкой. Вся мастерская заставлена медными изделиями — это и кувшины, и вазы, и кофейные турки. А в центре мастерской — медный профиль Коста.

Руслан делает турки, вазы, кувшины — все из меди. Его изделия своеобразны и ни на что не похожи — мастеру удалось найти свой пластический язык. Коллеги говорят: его работы живые и теплые, видно, что их делал теплый человек. Свой стиль Руслан вырабатывал долго: сперва делал выколотки, работал с медью — заваривал ее, и получалась фактура, которую он потом перенес в свои работы. Изделия получаются не «красивенькие», а неидеальные: грубые, замятые — живые.

Работа полностью ручная. В мастерской Руслана Калухова нет никаких инструментов, кроме разнообразных ножниц, щипцов, молотков, ну и, баллона с газом: он нужен, чтобы нагревать медь. Все, что требуется мастеру для работы сверх того, — это ручка и лист бумаги. Когда эскиз готов, художник берет лист меди, ножницы, и работа закипает — в прямом и переносном смысле.

— Медь я очень люблю, — рассказывает мастер. — Это природный, красивый, надежный и долговечный материал. Я его почувствовал и полюбил. Каждый раз возникает ощущение, что ты делаешь нечто уникальное, то, чего еще никто не делал.

Почитали медь и предки, рассказывает мастер: предметы из этого металла аланских времен находили при раскопках, да и еще в недавнем прошлом традиционное осетинское пиво варили в медных котлах. Только медь раньше добывали в Осетии, а сегодня приходится заказывать издалека — и стоит это недешево, сетует художник. Лист меди размером 40 на 200 сантиметров стоит около десяти тысяч рублей. Себестоимость формирует и цены на готовые произведения — так, турка стоит от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от размера и сложности работы. Но прослужит авторская турка долго, если не вечно: медь — материал надежный, а еще именно она, говорят ценители, позволяет получить самый вкусный кофе. Ручки на турках тоже непростые — их мастер вытачивает из веток дерева, которые друзья привозят ему из горной Дигории.

Купить любое изделие сегодня — не проблема, говорит Руслан.

— Но все это конвейер, одинаковые, безликие вещи.

Признается, что сам не смотрит даже книги, в которых можно было бы почерпнуть идею, важно, чтобы она родилась сама собой и принадлежала только ему. Желание оставаться верным себе нашло отражение в философском произведении мастера. Работая над ним, художник размышлял об истоках мироздания.

— Я еще в школе начал думать о том, что есть солнце и луна и никто не знает, как все это зародилось. И потом я создал эту работу, — объясняет он.

Работа «В начале было Слово» побывала на многих выставках. Как и другие работы мастера: «Пастух», «Изобилие», «Тайна», «Вдохновение», «Настроение», «Дзерасса».

На создание произведений у Руслана уходит от двух недель до полутора месяцев. Сначала Руслан всегда рисует эскизы, но не всегда ими пользуется. Важен эксперимент и свобода: первоначальная задумка может отойти на второй план, когда мастер начинает «рисовать» уже по горячей меди.

— Бывает, что сделаю работу, и вроде все завершено, но внутри что-то подсказывает, что нужно что-то еще. И тогда я откладываю на время работу. Это все усложняет, но мне интересно — даже если в итоге окажется, что не хватало какой-то мелочи. С нею все становится на свое место.

Готовые произведения Руслан показывает коллегам-художникам и только после этого готов отправлять на выставки или показывать гостям. Скоро авторские турки и другие произведения Руслана Калухова помимо мастерской можно будет увидеть и в художественных салонах Владикавказа.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Остановитель сердец». История самого известного в Дагестане инструктора на тарзанке
Есть такая профессия — скидывать людей в каньон. Асадула Булачев делает это посредством тарзанки, зиплайна, качелей — и знает все о человеческом страхе высоты
Пироги и артефакты: зачем ехать в этнографический центр в Северной Осетии
«Хидикус аул» объединил традиции и образование. Рассказываем о месте, где можно не только увидеть уникальные тысячелетние экспонаты, но и научиться народным ремеслам
Вокруг света без визы и загранпаспорта: что можно увидеть на Северном Кавказе
Рассказываем об известных и не очень локациях, которые вполне могут заменить, а то и переплюнуть по масштабу и зрелищности популярные заграничные
Говорим по-осетински: 10 самых нужных фраз
В осетинском языке несколько десятков тысяч слов, но туристу учить все не нужно. В нашей подборке — топ тех, что пригодятся во время отпуска в республике и позволят там почувствовать себя своим
Весна приходит на Кавказ: фотогалерея
Пока в центральной части России все еще слышны отголоски зимы, на Кавказе природа уже вовсю встречает весну. В городах — белоснежными яблонями и розовыми вишнями, а в предгорьях — яркими первоцветами
Рецепт на майские: Северная Осетия
От буржуазной роскоши до одухотворенных горных пейзажей. Готовая идея для трехдневного отпуска в богатой достопримечательностями кавказской республике
Полная версия