— Присаживайтесь поудобнее, возьмите ручку и листок и пишите все, что приходит в голову.
Мягкое кресло, ручка и лист А4 — все, что нужно графологу, чтобы описать вашу личность. Вооружившись лупой, очками и хорошим светом, графолог Людмила Салимгереева начинает графологический анализ моего почерка.
— У вас высокая организация, вы умеете взять себя в руки и работать. Доводите все начатое до конца. Несмотря на кажущуюся экстравертированность, у вас есть чувство усталости. Боитесь казаться слабой и демонстрируете себя как сильную и решительную.
О чем еще может рассказать почерк? И главное — зачем надо это знать? Об этом Людмила рассказала «Это Кавказ».
— Для анализа почерка важна корректная подача, — объясняет Людмила. — Человеку следует удобно сесть. Взять белый лист формата А4, не разлинованный, не в клетку, абсолютно чистый, не мятый. Понадобится хорошая шариковая ручка. С помощью этого шарика графолог увидит, где человек нажимает сильнее, а где он расслабляет свою руку. Это очень важно. Просто сами по себе буквы не значат ничего.
Дагестанский психолог всерьез увлеклась графологией четыре года назад. Пройдя трехлетнее обучение в Международном институте графоанализа Инессы Гольдберг в Израиле, Людмила сдала экзамены и стала практиковать.
— В интернете можно встретить десятичасовые курсы по графологии, но этого недостаточно. К примеру, человек, окончивший один курс в том институте, где обучалась я, и успешно сдавший экзамен, может быть только кадровиком — помогать понять, стоит ли брать человека на работу, — объясняет специалист.
С «кадровыми» вопросами работает и Людмила. Она сотрудничает с рекламной фирмой, для которой анализирует почерки соискателей на вакантные должности. Дает заключение. А руководитель предприятия принимает решение: брать человека на работу или нет.
— Как-то мне принесли рукописи кандидата на роль менеджера по рекламе, и я сообщила, что этот человек не подойдет, — приводит пример Людмила. — В почерке было много агрессии, большое количество элементов неблагонадежности и в завершении всего — истеричность. Но так как другого кандидата в тот момент не было, человека взяли. Меньше чем через месяц команда просто посыпалась.
С просьбой проанализировать почерк к Людмиле обращаются и те, кто приходит к ней за психологической консультацией. Графологический анализ почерка помогает человеку увидеть свои сильные и слабые стороны. Кто-то хочет узнать свой уровень интеллекта. А кто-то приходит просто из любопытства.
— Даже приходили с просьбой определить совместимость жениха и невесты по почерку, — вспоминает специалист. — Признаюсь, я это не очень люблю. Люди думают: я дам графологической анализ, и они поженятся или, наоборот, расстанутся. Это не так. Мое дело — описать одного и другого, а жить им и принимать друг друга или нет, они решают сами.
Часто обращаются родители учеников старшей школы — просят помочь ребенку определиться с профессией.
— По почерку видно, интроверт или экстраверт перед нами, технарь или гуманитарий, есть ли склонность к медицине. Другое дело, хотят ли родители слышать то, что им говорит графолог, — рассказывает Людмила. — Бывало, приходит мама: «Нам нужен медик!» А ребенок не просто далек от медицины, а искренне ее ненавидит и не хочет быть медиком в третьем поколении. Но зато он прекрасный технарь. Когда я озвучила это маме, она высказала разочарование во мне. Приходится слышать и такое.
Применяет графоанализ Людмила и в своей психологической практике. Он помогает увидеть то, что сам человек не рассказывает.
— Иногда человек приходит к психологу, садится и не может сформулировать то, что его по-настоящему волнует и интересует. А порой человек будто специально водит психолога вокруг да около, не подпуская к самым болезненным моментам. Стоит графологу взглянуть на почерк такого человека, он быстро и очень четко вычленяет, где скрывается травма.
Табу для графологов — анализировать почерк без разрешения его владельца.
— Мне несколько раз приносили люди записи своих родных. Но я требую письменное разрешение автора, — говорит Людмила. — Либо он сам должен присутствовать при нашей встрече и выразить свое согласие.
Еще одно правило — внимательно относиться к чувствам клиента. Здесь на помощь приходит квалификация психолога.
— Графолог обязательно должен знать, что можно говорить человеку, а что нельзя. Иногда психолог-графолог просто наблюдает за человеком и понимает, к чему человек готов, а к чему нет, — объясняет Людмила.
Кроме того, специалист может отказать в приеме, если запрос человека не адекватен ее компетенции.
— Если человек показывает почерк и спрашивает, что ждет его в будущем, за его разбор я никогда не возьмусь, потому что гаданием на кофейной гуще, гаданием на картах и на бобовых зернышках я не занимаюсь, — объясняет психолог.
Графология — о том, что происходит в настоящем, и никакого отношения к мистике не имеет. Это своеобразный «слепок» мозга.
— Рука лишь орудие нашего мозга: пишет мозг, а рука лишь помогает, — говорит графолог.
Именно поэтому по почерку можно делать выводы личности человека. И именно поэтому почерк может меняться в течение жизни.
— Как-то клиентка рассказала, что раньше у нее был очень красивый почерк и ее даже просили подписывать свадебные открытки. А с возрастом он стал кривой и косой. Изменения произошли после того, как 30 лет назад с ней случилось несчастье. Несмотря на то, что все закончилось хорошо, она получила сильную психологическую травму. Сила её была настолько велика, что мозг абсолютно точно исказил почерк. Он стал не таким гладким, гибким, как был раньше, и все эти годы она оставалась в этом состоянии.
Возможно и обратное воздействие. С помощью коррекции почерка можно повлиять на свое состояние. Личность человека изменить невозможно, подчеркивает психолог, но можно изменить паттерны поведения — то есть то, как он привык поступать. Такое направление называется графотерапией. Заниматься им может только профессиональный психолог-графолог, предостерегает Людмила.
— Обратите внимание на почерк своего ребенка. Тревогу мы можем бить, если почерк был крупным, сочным и вдруг стал мелким — это всегда признак неблагополучия, обычно в школьном коллективе или другом окружении. Есть смысл поговорить, а при необходимости отвести к детскому психологу, — говорит графолог.
Как правило, почерк приобретает специфические черты к 13−14 годам. Ребенок отходит от шаблонов, почерпнутых из школьных прописей.
— Теперь индивидуальность будет в каждой букве, ну или напротив, останутся буквы с сохранением всех элементов прописи, что тоже скажет графологу о многом.
Каждый почерк индивидуален. Не существует, к примеру, знаменитого единого «почерка врачей» в виде нечитаемых каракулей, развеивает миф Людмила.
— Я видела много медиков с достаточно понятным «человеческим» почерком. Дело в том, что больше, чем медики-студенты, на первых курсах вуза не пишут ни одни студенты. В почерке появляется схематичность, сокращения и много другого. А еще в почерках врачей мало эмпатии. Это происходит не оттого что врач как камень. Ему приходится становиться жестче, чем обычному человеку, иначе боль каждого своего пациента он будет воспринимать как свою и моментально выгорит. У поликлинических врачей почерки отличаются от почерков хирургов, реаниматологов и тех, кто ежедневно сталкивается со смертью.
При анализе почерка графологу неважно содержание текста. Специалист обращает внимание на размер почерка, калибр букв, нажим, мазню в тексте и так далее.
— Нажим может сказать о человеке многое. Помимо физической силы или ее отсутствия, он зависит от особенностей нервной системы. Он покажет и решительность, и агрессию, и обсессивность, весь букет человеческих характеристик, — приводит пример Людмила.
Размер почерка — это позиционирование себя в жизни.
— Если посмотреть на почерк руководителя, только не искусственного, а того, который сам смог все придумать и реализовать, он всегда будет крупнее стандартного в 3 миллиметра. Если почерк 5−6 миллиметров, а то и больше, можно говорить о человеке, который не просто высокого мнения о себе, а еще и с признаками нарциссизма, но чаще всего его амбиции ничем не подкреплены. Почерк мелкий, переходящий в бисер, открывает перед нами человека, который не выпячивает себя, — перечисляет Людмила.
Скорость письма напрямую зависит от скорости мысли и переключаемости. Но это вовсе не означает что все, кто пишет быстро, — гении. Важно разобраться, здоровая эта скорость или нет.
А вот в понятие аккуратность графолог вкладывает отнюдь не симпатичность и выписанность букв. Часто оскудненные буквы являются признаком интеллекта.
Уровень амбиций, нераскрытый потенциал — все это тоже можно выявить с помощью графологии, уверяет Людмила и подчеркивает: по одной характеристике почерка делать выводы не стоит, важно изучить все в комплексе.