В ночь на 1 августа команда из двух опытных кинологов и двух служебных собак вышла из базового лагеря на Эльбрусе и поднялась на вершину. Пока люди и животные отдыхают после экстремального восхождения на самую высокую точку Европы (5642 метра), в сети обсуждают ноу-хау кабардино-балкарских спасателей, придумавших специальные очки для собак.
— Это вообще-то очки газосварщика. Я долго искал подходящие горнолыжные или альпинистские, а эти сели идеально. Правда, пришлось приделать к ним снизу резиночку. Собакам в них удобно, — рассказывает кинолог МЧС России Расул Малкандуев. — В горах ведь нельзя без очков — можно «сжечь» глаза, если долго смотреть на слепящий снег.
В Эльбрусском высокогорном спасательном отряде всего два служебных пса — Оскар и Буран, палевый и шоколадный лабрадоры. Они помогают искать людей, пропавших в горах или попавших под лавину. К сожалению, такие случаи не редкость на Кавказе. Обычно спасатели работают с собаками на высоте не более 3500 метров над уровнем моря. Как считалось раньше, выше животным тяжело, и они могут не справиться со своими задачами.
— Мы решили проверить, как будут чувствовать себя собаки на такой высоте. В будущем, не дай бог, конечно, но этот опыт может пригодиться. Мы все-таки работаем в единственном в России высокогорном отряде. Если вдруг придется проводить поиски на сходе лавин выше того уровня, на котором мы раньше работали, мы будем увереннее в своих силах. По крайней мере, на пяти тысячах мы сможем работать, — говорит Расул.
Собак готовили к подъему четыре дня. Кинологи Расул Малкандуев и Тимур Бифов сделали со своими подопечными несколько пробных восхождений. Каждый день наращивали высоту, чтобы собаки могли привыкнуть к особенностям высокогорья. Впрочем, самим кинологам тоже нужна была адаптация.
Если высокогорные тренировки собак дадут хорошие результаты, служебные псы будут подниматься на Эльбрус примерно раз в пару месяцев. Дело в том, что акклиматизация у животных сохраняется до 50 дней, потом снова надо привыкать к тяжелым условиям работы на высоте.
— Мы вышли в три часа ночи, и было холодно. У них на лапах ледышки намерзали. Собаки останавливались, ложились, грызли этот лед. Но это продолжалось недолго. На рассвете стало теплее, — рассказывает Расул о вчерашнем выходе. — Я думал, что будут сложности, что собаки начнут срыгивать пищу, как люди. Но мы их с вечера покормили специальным кормом, и в итоге они вели себя вполне адекватно. Оскар вообще радовался, как ни в чем не бывало давал лапу альпинистам.
На самом деле это не первые собаки, покорившие Эльбрус. По словам Расула, как минимум одна альпинистка брала на восхождение своего пса. Девушка поднималась с маламутом. Эту породу вывели эскимосы, и она совсем не боится холода.
Спасатели стартовали с базового лагеря альпинистов на высоте 3800 метров вместе с туристскими группами. Как и положено — в ночь, чтобы успеть до того, как испортится погода.
— Другие альпинисты удивлялись, пытались с собачками пообщаться. Но некоторые на нас «рычали», говорили, что это жестоко, — признается Расул. — Хотя за Оскара я совсем не переживал: он очень хорошо переносит холод. Я его проверял при минус 33 градусах. Он и на самолетах, и на вертолетах летал, и в Сибири был. Он у нас боевой парень.
И все же собакам действительно было нелегко, они устали. 6-летний Буран был немного вялым, а 8-летний Оскар, хотя и играл во время восхождения со всеми желающими и даже охотно фотографировался на вершине, но теперь тоже нуждается в отдыхе.
— К сожалению, у нас не было возможности протестировать собак на поиске, проверить, как работает нюх. Мы шли в группе, где никто не отставал, и искать было некого. Нашей задачей было быстро подняться и быстро спуститься, не поймав горную болезнь. Но, думаю, в будущем мы сможем провести занятия по поиску примерно на пяти тысячах.