Спорт
Дрэг-рейсинг в Грозном: современные «скачки до обрыва»
20 октября, 2015
664
Автодрому «Крепость Грозная» меньше двух месяцев, но он уже вошел в историю: здесь установлен рекорд России. Репортаж с заключительного этапа чемпионата страны по дрэг-рейсингу

Заброшенная в годы военных действий территория бывшего нефтеперерабатывающего завода выглядит сейчас как картинка с мировых первенств по автоспорту. Десятки современных боксов, сотни гонщиков и членов их команд в ярких одеждах, тысячи болельщиков из разных уголков России. И дрэг-стрип протяженностью 960 метров по прямой (дрэг-рейсинг — это именно гонки по прямой), на котором спортсмены просто обязаны показывать чудеса скорости.

Рекордов долго ждать не пришлось. Москвич Дмитрий Саморуков почти на три секунды превзошел предыдущий рекорд России, державшийся с 2008 года. Дистанцию в 402,33 метра он преодолел всего за 6,895 секунды. Гонщик летел со скоростью 320 км/ч. Толпа зрителей восторженно встречала нового рекордсмена, который, выходя из своего Dodge Viper DT, кричал на эмоциях: «Я люблю тебя, Грозный!».

Есть в Чечне автодром — будут и гонщики

Удивляться было чему уже на подъезде к автодрому. В парковочной зоне — под сотню машин с номерами сразу нескольких соседних регионов 05, 06, 07, 15 и 26. Но оказалось, что есть и машины из центральной России и даже из заграницы. Уже позже я узнал, что парковочная зона нового автодрома рассчитана на 770 мест, и это практически в самом центре города. Чему тоже трудно не удивляться — далеко не все автодромы нашей страны могут таким похвастаться.

— Сроки и качество запуска автодрома, наличие всей необходимой инфраструктуры вселяет большие надежды на его дальнейшее развитие, — исполнительный директор «Крепости Грозная» Сергей Удод, не отрываясь от гонки, с гордостью рассказывает про свой автодром.

За два месяца, говорит он, в Грозном удалось создать команду и судейскую бригаду.

— Я в год провожу около 20 региональных и всероссийских мероприятий, и мне очень приятно, что за эти два месяца в Грозном прошли уже четыре больших мероприятия. Два этапа чемпионата России, чемпионат Чеченской Республики, чемпионат Татарстана. Кстати, это был первый в истории России выездной этап, и он проведен здесь. Может, это будет способствовать какой-то новой гоночной серии и консолидации Чечни, Татарстана, других соседних регионов.

У поравнявшейся с нами машины отлетает капот — но гонщик продолжает борьбу и вроде даже неплохо финиширует. Сергей Удод вспоминает молодых спортсменов из Чечено-Ингушетии, с которыми он знакомился на чемпионатах СССР в конце 80-х.

— Они тогда были полны оптимизма! Мы понимаем, что в годы войн многое утеряно и в области автомобильного спорта в том числе. Я уверен, что через какое-то время опять появятся такие ребята, участвующие в ралли и в кольцевых гонках. Именно для этого и построен автодром.

Какой горец не любит быстрой езды?

Конечно, вспомнили и о любви горцев к скорости. Между прочим, раньше в Чечне устраивали «скачки до обрыва», о них есть многочисленные упоминания в исторических источниках. За 15−20 шагов до пропасти прочерчивалась линия, до которой всадник должен был скакать в полную силу. И только достигнув черты, он имел право начинать останавливать своего скакуна, стараясь сделать это как можно ближе к линии и дальше от обрыва.

Сейчас такого экстрима уже нет, но кое-что для жителей Чечни и соседних регионов здесь придумали. Джигиты-то никуда не делись, адреналин куда-то выплескивать надо.

— Мы устраиваем трек-дни для любителей. В случае необходимости они получают у нас в аренду шлемы и другие средства защиты. Приезжают на личных автомобилях и принимают участие в гонках. Да, это связано с определенными затратами на аренду гоночного полотна. Мы же понимаем, что приходится обеспечивать весь комплекс мер безопасности. Даже выезд одного человека — это уже служба эвакуации, служба обеспечения безопасности.

Продолжаю удивляться: оказывается, бывают Дни открытых дверей, когда для новичков все бесплатно. А по выходным — трек-дни с весьма доступной платой за участие, 700−800 рублей.

— Эти затраты значительно меньше, чем несет человек при активной эксплуатации автомобиля на автодроме. Расходы на бензин, на диски и колодки значительно больше. Подобная практика есть во всем мире. Существуют трек-дни, когда любой желающий может заплатить небольшую сумму и выехать на трассу. А в ближайшую пятницу у нас День открытых дверей, с 14.00 до 17.00. Приезжайте и прокатитесь бесплатно. Будем делать такие дни один-два раза в месяц, в зависимости от погодных условий и календаря.

Экстремальный автотуризм

Возможность погонять на хорошей трассе и получить какие-то знания и навыки в этой области могут стать дополнительной «фишкой» Чечни и помочь привлечь туда туристов — как минимум из соседних регионов, считает Сергей Удод.

— Мы планируем в ближайшее время организовать некие экстрим-туры: гости республики смогут радоваться не только природным красотам региона, но и покататься на картах, попробовать себя в качестве студентов на контраварийной подготовке, побывать в роли пассажира гоночного такси.

По словам Сергея, у команды автодрома необходимый опыт для этого есть, как есть и понимание, что для этого нужно сделать. Уже, кстати, начали налаживать отношения с многочисленными автоклубами региона.

Гонки в Грозном: «восьмерка» сильнее Honda и Mitsubishi

Что касается самих гонок дрэгрейсеров, то они получились не менее увлекательными, чем экскурсия по автодрому и разговор с Сергеем Удодом. Сезон в России проводился в пять этапов и отличался довольно широкой географией: начинался в Сибири — Красноярске и Новокузнецке, заканчивался на юге — в Элисте и Грозном. Столица Чечни успела принять два этапа за два неполных месяца существования автодрома.

На заключительных гонках в Грозном гонщики боролись за звание чемпиона России во всех трех классах — переднем (FWD), полном (AWD) и заднем приводе (RWD).

Нешуточная интрига закрутилась в классе FWD, где за звание лучшего боролись Игорь Баранов из Красноярска на Honda Civic и Сергей Старшинов из Пушкино на Mitsubishi Eclipse. Подмосковный спортсмен мог претендовать на титул чемпиона, только если выигрывал квалификацию и брал первое место в финальных заездах, иначе победа уходила к красноярцу. По итогам дневной квалификации в воскресенье Старшинов показал лучший результат, затем в сетке финальных заездов выиграл четвертьфинал и в полуфинале сумел обогнать своего прямого конкурента — Баранова! В итоге Баранову оставалось ждать, как выступит в финале Старшинов. Но в финальном заезде Mitsubishi Старшинова не справилась с «восьмеркой-классикой» — этап выиграл владикавказец Вадим Кравченко на ВАЗ-2108, так что приз останется на Кавказе. Победителем же сезона по итогам всех пяти гонок стал все-таки Баранов, несмотря на итоговое третье место на грозненском этапе.

Среди полноприводных участников победителем стал Андрей Кравченко из Одинцово на Nissan Skyline GT-R. Второе место у Дмитрия Матвеева из Новосибирска (Nissan GT-R), третье — у Дмитрий Капустин из Белгорода (Nissan Skyline GT-R). Чемпионом по итогам всего сезона стал Матвеев.

Что касается заднеприводных машин, то тут победу праздновал новоявленный рекордсмен России, москвич Дмитрий Саморуков. В финальном заезде его Dodge Viper DT опередил Chevrolet Corvette Андрея Муленко из Омска. Но чемпионом по итогам всего сезона в классе RWD стал не Саморуков, а именно Андрей Муленко. Третье место на грозненском этапе досталось еще одному гонщику из Омска — Алексею Онопченко (Toyota Chaser).

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Туризм особого назначения: как отдохнуть в Российском университете спецназа
Центр подготовки спецподразделений в Чечне не только обучает бойцов, но и принимает туристов. Рассказываем о единственном месте в регионе, где можно пострелять из боевого оружия без последствий
Пироги и артефакты: зачем ехать в этнографический центр в Северной Осетии
«Хидикус аул» объединил традиции и образование. Рассказываем о месте, где можно не только увидеть уникальные тысячелетние экспонаты, но и научиться народным ремеслам
Три способа провести незабываемые майские на Кавказе
До майских праздников всего ничего. Но если вы не успели подготовить поездку заранее, не расстраивайтесь. У вас еще есть шанс поймать весну за хвост, даже несколько шансов — на разный вкус и бюджет
Вокруг света без визы и загранпаспорта: что можно увидеть на Северном Кавказе
Рассказываем об известных и не очень локациях, которые вполне могут заменить, а то и переплюнуть по масштабу и зрелищности популярные заграничные
Рецепт на майские: Карачаево-Черкесия
Что обязательно стоит посмотреть в Карачаево-Черкесии в мае, если у вас всего три дня
Рецепт на майские: Ингушетия
Это самый маленький регион России. Но красот здесь столько, что за один день не обойти. Главное — не забудьте паспорт, потому что многие загадочные ингушские локации ждут вас в приграничных районах
Полная версия