{{$root.pageTitleShort}}

Дрэг-рейсинг в Грозном: современные «скачки до обрыва»

Автодрому «Крепость Грозная» меньше двух месяцев, но он уже вошел в историю: здесь установлен рекорд России. Репортаж с заключительного этапа чемпионата страны по дрэг-рейсингу
522

Фото: предоставлено пресс-службой Чемпионата России по дрэг-рейсингу

{{curItem + 1}} / 7

Заброшенная в годы военных действий территория бывшего нефтеперерабатывающего завода выглядит сейчас как картинка с мировых первенств по автоспорту. Десятки современных боксов, сотни гонщиков и членов их команд в ярких одеждах, тысячи болельщиков из разных уголков России. И дрэг-стрип протяженностью 960 метров по прямой (дрэг-рейсинг — это именно гонки по прямой), на котором спортсмены просто обязаны показывать чудеса скорости.

Рекордов долго ждать не пришлось. Москвич Дмитрий Саморуков почти на три секунды превзошел предыдущий рекорд России, державшийся с 2008 года. Дистанцию в 402,33 метра он преодолел всего за 6,895 секунды. Гонщик летел со скоростью 320 км/ч. Толпа зрителей восторженно встречала нового рекордсмена, который, выходя из своего Dodge Viper DT, кричал на эмоциях: «Я люблю тебя, Грозный!».

Дмитрий Саморуков, Москва, класс RWD

«Не устал ли я выигрывать все подряд? Нет! Я еще не стал чемпионом России — есть к чему стремиться! Очень хочу им стать, хочу стать мастером спорта. Наверное, финальный заезд здесь для меня стал самым сложным: много рулил, много переживал. Даже скорость реакции оказалась чуть медленнее. И все же — 6,895 секунды, очень приятно. В целом впечатления от этапа положительные: все очень слаженно, без ошибок, интересная борьба во всех классах»

Есть в Чечне автодром — будут и гонщики

Удивляться было чему уже на подъезде к автодрому. В парковочной зоне — под сотню машин с номерами сразу нескольких соседних регионов 05, 06, 07, 15 и 26. Но оказалось, что есть и машины из центральной России и даже из заграницы. Уже позже я узнал, что парковочная зона нового автодрома рассчитана на 770 мест, и это практически в самом центре города. Чему тоже трудно не удивляться — далеко не все автодромы нашей страны могут таким похвастаться.

— Сроки и качество запуска автодрома, наличие всей необходимой инфраструктуры вселяет большие надежды на его дальнейшее развитие, — исполнительный директор «Крепости Грозная» Сергей Удод, не отрываясь от гонки, с гордостью рассказывает про свой автодром.

За два месяца, говорит он, в Грозном удалось создать команду и судейскую бригаду.

«Крепость Грозная» — автодром международного уровня. Вмещает до 2 тысяч зрителей. Занимает более 60 гектаров в городской черте Грозного. Общая протяженность трассы — 3086 метров. Имеются четыре трассы — для кольцевых и парных гонок, картодром, трасса с препятствиями «Сафари». На территории расположены тюнинг-деревни и выставочный зал. Автодром открыт 23 августа 2015 года при участии главы Чечни Рамзана Кадырова, министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и первого российского пилота «Формулы—1» Виталия Петрова.

— Я в год провожу около 20 региональных и всероссийских мероприятий, и мне очень приятно, что за эти два месяца в Грозном прошли уже четыре больших мероприятия. Два этапа чемпионата России, чемпионат Чеченской Республики, чемпионат Татарстана. Кстати, это был первый в истории России выездной этап, и он проведен здесь. Может, это будет способствовать какой-то новой гоночной серии и консолидации Чечни, Татарстана, других соседних регионов.

У поравнявшейся с нами машины отлетает капот — но гонщик продолжает борьбу и вроде даже неплохо финиширует. Сергей Удод вспоминает молодых спортсменов из Чечено-Ингушетии, с которыми он знакомился на чемпионатах СССР в конце 80-х.

— Они тогда были полны оптимизма! Мы понимаем, что в годы войн многое утеряно и в области автомобильного спорта в том числе. Я уверен, что через какое-то время опять появятся такие ребята, участвующие в ралли и в кольцевых гонках. Именно для этого и построен автодром.

Какой горец не любит быстрой езды?

Конечно, вспомнили и о любви горцев к скорости. Между прочим, раньше в Чечне устраивали «скачки до обрыва», о них есть многочисленные упоминания в исторических источниках. За 15−20 шагов до пропасти прочерчивалась линия, до которой всадник должен был скакать в полную силу. И только достигнув черты, он имел право начинать останавливать своего скакуна, стараясь сделать это как можно ближе к линии и дальше от обрыва.

Сейчас такого экстрима уже нет, но кое-что для жителей Чечни и соседних регионов здесь придумали. Джигиты-то никуда не делись, адреналин куда-то выплескивать надо.

— Мы устраиваем трек-дни для любителей. В случае необходимости они получают у нас в аренду шлемы и другие средства защиты. Приезжают на личных автомобилях и принимают участие в гонках. Да, это связано с определенными затратами на аренду гоночного полотна. Мы же понимаем, что приходится обеспечивать весь комплекс мер безопасности. Даже выезд одного человека — это уже служба эвакуации, служба обеспечения безопасности.

Продолжаю удивляться: оказывается, бывают Дни открытых дверей, когда для новичков все бесплатно. А по выходным — трек-дни с весьма доступной платой за участие, 700−800 рублей.

— Эти затраты значительно меньше, чем несет человек при активной эксплуатации автомобиля на автодроме. Расходы на бензин, на диски и колодки значительно больше. Подобная практика есть во всем мире. Существуют трек-дни, когда любой желающий может заплатить небольшую сумму и выехать на трассу. А в ближайшую пятницу у нас День открытых дверей, с 14.00 до 17.00. Приезжайте и прокатитесь бесплатно. Будем делать такие дни один-два раза в месяц, в зависимости от погодных условий и календаря.

Экстремальный автотуризм

Возможность погонять на хорошей трассе и получить какие-то знания и навыки в этой области могут стать дополнительной «фишкой» Чечни и помочь привлечь туда туристов — как минимум из соседних регионов, считает Сергей Удод.

— Мы планируем в ближайшее время организовать некие экстрим-туры: гости республики смогут радоваться не только природным красотам региона, но и покататься на картах, попробовать себя в качестве студентов на контраварийной подготовке, побывать в роли пассажира гоночного такси.

По словам Сергея, у команды автодрома необходимый опыт для этого есть, как есть и понимание, что для этого нужно сделать. Уже, кстати, начали налаживать отношения с многочисленными автоклубами региона.

Гонки в Грозном: «восьмерка» сильнее Honda и Mitsubishi

Что касается самих гонок дрэгрейсеров, то они получились не менее увлекательными, чем экскурсия по автодрому и разговор с Сергеем Удодом. Сезон в России проводился в пять этапов и отличался довольно широкой географией: начинался в Сибири — Красноярске и Новокузнецке, заканчивался на юге — в Элисте и Грозном. Столица Чечни успела принять два этапа за два неполных месяца существования автодрома.

На заключительных гонках в Грозном гонщики боролись за звание чемпиона России во всех трех классах — переднем (FWD), полном (AWD) и заднем приводе (RWD).

Вадим Кравченко, Владикавказ, класс FWD

«Все отлично, я очень рад и победе, и тому, как сложился этап. Трасса здесь восхитительная: ровная, не ощущаешь никаких колебаний, мне было очень комфортно по ней ехать. Жаль только, машина сломалась после финиша. Она как настоящий боец: доехала до последнего метра и остановилась. Уже дома будем смотреть, разбираться, что сломалось, и восстанавливать ее»

Нешуточная интрига закрутилась в классе FWD, где за звание лучшего боролись Игорь Баранов из Красноярска на Honda Civic и Сергей Старшинов из Пушкино на Mitsubishi Eclipse. Подмосковный спортсмен мог претендовать на титул чемпиона, только если выигрывал квалификацию и брал первое место в финальных заездах, иначе победа уходила к красноярцу. По итогам дневной квалификации в воскресенье Старшинов показал лучший результат, затем в сетке финальных заездов выиграл четвертьфинал и в полуфинале сумел обогнать своего прямого конкурента — Баранова! В итоге Баранову оставалось ждать, как выступит в финале Старшинов. Но в финальном заезде Mitsubishi Старшинова не справилась с «восьмеркой-классикой» — этап выиграл владикавказец Вадим Кравченко на ВАЗ-2108, так что приз останется на Кавказе. Победителем же сезона по итогам всех пяти гонок стал все-таки Баранов, несмотря на итоговое третье место на грозненском этапе.

Среди полноприводных участников победителем стал Андрей Кравченко из Одинцово на Nissan Skyline GT-R. Второе место у Дмитрия Матвеева из Новосибирска (Nissan GT-R), третье — у Дмитрий Капустин из Белгорода (Nissan Skyline GT-R). Чемпионом по итогам всего сезона стал Матвеев.

Андрей Кравченко, Одинцово, класс AWD

«На прошедшем этапе мне все понравилось. Чемпионат хорошо организован. Жаль, из-за технических сложностей не удалось принять участие в первых его этапах, чтобы побороться за высокие места по итогам сезона. Финальные заезды прошли в целом нормально, хотя в заезде с Алексеем Криволаповым, признаюсь, было страшно. Я до последнего ехал прямо, потом уже дернул руль вправо, потому что автомобиль Алексея летел точно в меня. Мой Nissan GT-R не пострадал, только по мелочи, что легко починить. На следующий год будем стараться показать хорошее время»

Что касается заднеприводных машин, то тут победу праздновал новоявленный рекордсмен России, москвич Дмитрий Саморуков. В финальном заезде его Dodge Viper DT опередил Chevrolet Corvette Андрея Муленко из Омска. Но чемпионом по итогам всего сезона в классе RWD стал не Саморуков, а именно Андрей Муленко. Третье место на грозненском этапе досталось еще одному гонщику из Омска — Алексею Онопченко (Toyota Chaser).

Ражап Мусаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка