Тренера сборной России по футболу Станислава Саламовича Черчесова в родном Алагире называют по-свойски — Славик. Здесь, в 20-тысячном городке, расположенном у подножия Кавказских гор в сорока километрах от столицы Северной Осетии, Черчесов родился, учился в школе и делал первые шаги в футболе.
Сейчас в отцовском доме Черчесовых никто не живет. Но семья, в том числе Станислав, часто навещает родные места. Станислава здесь всегда ждут, очень любят, а теперь еще и гордятся, что их земляк впервые за современную историю России обеспечил национальной сборной по футболу выход в плей-офф чемпионата мира.
Каким ребенком был Славик Черчесов и как на его малой родине сходят с ума по футболу и молятся за успех сборной России, алагирцы рассказали «Это Кавказ» накануне третьего для россиян матча на ЧМ-2018 — с Уругваем.
Тамуся Кочиева, соседка, 91 год:
— Славик дружил с моим покойным сыном Муриком, поэтому люблю его как родного. Мурик первым увидел в нем талант и привил любовь к футболу. Он и сам занимался спортом, всегда брал маленького Славика с собой на стадион, там они играли на поле. Да и на улице постоянно мяч катали туда-сюда. Я сейчас всегда смотрю, когда его команда играет, хоть зрение уже плохое, все равно интересно. Бывает, увижу, что по телевизору футбол показывают, и сразу спрашиваю: «Это случайно не мой мальчик там играет?» Хорошо, что сейчас его часто показывают. А когда он приезжает, обязательно меня проведывает, я всегда его жду. Очень его люблю, дай Бог ему долгих лет и чтобы команда всегда была лучшей! А мы все будем за него молиться Богу. Вот если он победит, обязательно куывд (пир. — осет.) сделаем, всех позовем.
Мадина Зангиева, соседка:
— Я Славика знаю с 1977 года, тогда вышла замуж в Алагир, с тех пор здесь и живу. Помню, как только приходил со школы, сделает уроки и бегом на улицу с мячом. Все стены нашего дома отбил!
Он сам пробился — своим трудом, упорством, талантом. Нам всем очень приятно за него, я так переживала, когда были отборочные игры, ужас! Болею за наших и за Аргентину, Месси мне очень нравится. Ну и конечно, наши ребята большие молодцы. Когда выигрывали, так радовалась, даже не знала, смеяться или от счастья плакать, так эмоции переполняли! Не представляю, что со мной будет, когда с Уругваем будем играть, сильные игроки у них в сборной. Очень надеюсь, что выиграем, но, думаю, может быть и ничья — 1:1, рассчитываю на Дзюбу. Жаль, что наш Алан Дзагоев не играет (полузащитник получил травму в матче с Саудовской Аравией. — Ред.).
А вообще, я смотрю все игры чемпионата, вот через полчаса матч начнется, надо поскорее закончить дела в огороде.
Роза Дзасохова, учитель английского языка:
— Славик был одаренным ребенком, в журнале против его фамилии стояли одни пятерки. Помню, когда он учился классе в пятом, мы участвовали в республиканском фестивале, надо было подготовить сцену на английском языке, выбрали «Сына полка». Черчесов исполнял главную роль, и выступили мы блестяще! Английским он владел очень хорошо. Ему это здорово пригодилось во время работы за границей, однажды он даже признался, что его часто спрашивают, где он научился так хорошо говорить. Мне, конечно, это очень приятно. Я о нем собираю все публикации, у меня уже целая подшивка газет накопилась.
Мальчик он был трудолюбивый, по футболу с самого детства сходил с ума. Подростком построил деревянные ворота, устанавливал их на улице возле дома, собирал детвору, и они гоняли там мяч. Как ни удивительно, его увлечение футболом никогда не влияло на учебу.
Семья у них очень добропорядочная, отец работал водителем, мать — медсестра. Несмотря на такие рабочие профессии, это были очень интеллигентные люди, воспитавшие прекрасных детей. Все Черчесовы — и сам Славик, и его сестры — учились на отлично.
Алла Аликова, соседка:
— Славик в детстве уже был мужчиной: всегда серьезный, сдержанный, немногословный, истинный ирон лаг (осетинский мужчина. — осет.). Соседям всегда помогал: когда кто-нибудь привозил с сенокоса скирды сена для скота, их надо было разгрузить, он всегда был рядом. Принести старикам хлеб из магазина — даже просить его не надо было, на него всегда можно было положиться.
Помню, как-то мы все вместе играли на улице в футбол. Я высокая была, меня поставили на ворота. Славик, не рассчитав силу удара, запустил мяч в сторону наших ворот. Попал мячом прямо мне по носу! Кровь хлынула, а он успокаивает: «Ничего, в футболе часто бывают травмы». И сам всегда был в синяках.
Я с детства дружу с младшей сестрой Черчесовых, Мариной. Помню, когда приходила к ним в гости, всегда рассматривала медали Славика, они на стене висели и так красиво сверкали. Я всякий раз просила Маринку: «Подари хоть одну!» Но так и не смогла выпросить. Тогда я не понимала, каким тяжелым трудом и потом достаются спортивные трофеи. Сейчас бы ни за что не осмелилась на такую просьбу. А вот на мяч с автографами наших футболистов очень рассчитываю! Мы всей улицей, да и всем городом, ждем нашего героя, здесь его очень любят. У нас сейчас очень много детей увлекаются футболом, для них он настоящий кумир.
Алагир болеет бешено, вы не представляете, что творится, когда наши играют! На центральной площади устанавливают большой экран, и все собираются там. В кинотеатре тоже показывают матчи, во время игр сборной бывает полный зал. Когда играли с Саудовской Аравией и Египтом, весь Алагир взрывался после каждого гола, молодежь танцевала, пела! Хорошо, что городок наш небольшой, а то бы, наверное, до Луны нас слышно было!
Подо мной семья живет с маленьким ребенком, после игры с Египтом я к ним спустилась — извиниться за то, что шумели, танцы устроили, думаю, наверное, малышу спать не давали. А они мне говорят: «Да мы и сами танцевали, не извиняйся, это же наш общий праздник!» И это на самом деле так, мы после каждой победы делаем, как положено по хорошим поводам, три пирога, благодарим Бога за то, что помогает нам.
Татьяна Нестеренко, сотрудница районного Дворца культуры:
— Когда в нашем ДК показывают игру сборной, такой шум стоит, с ума можно сойти! Ребята болеют эмоционально, кричат, аплодируют, после игр с Саудовской Аравией и Египтом Алагир до самого утра не спал. Мы гордимся своим героем, желаем ему удачи и побед! Все местные ребята подражают Черчесову, он их кумир. Я и сама болею за нашу сборную, особенно радуюсь за родных, осетинских, ребят (в сборной играют осетины полузащитник Алан Дзагоев и голкипер Владимир Габулов. — Ред.).
Артур Гогичаев, сосед:
— Мне посчастливилось побывать на открытии чемпионата мира в Москве! Мы с сыном и друзьями были на трибуне, Славик подарил билеты, это был такой невероятный праздник, настоящее чудо, на всю жизнь запомню. Это сумасшедшая атмосфера, такой заряд положительных эмоций получили! На 1/8 тоже поедем.
Еще одного алагирца, друга Станислава Черчесова Вячеслава Дзарахохова, в родном городе не оказалось. Наш звонок застал его по дороге в Самару, где сегодня состоится матч Уругвай — Россия:
— Черчесов — великий человек, он создал сам себя, своим трудом, неординарными способностями, упорством. Перед началом чемпионата мира мы с ним виделись в Алагире, помню, он меня успокаивал, дескать, не переживай, все у нас будет нормально, результат покажем. И тени сомнения у него не было, мне он тоже внушил эту уверенность. Тогда он пригласил меня, моего сына и еще нескольких друзей и соседей на открытие чемпионата мира. Это огромный подарок для нас. Я думаю, что наша сборная дойдет до полуфинала. Уругвай, думаю, точно выиграем, мой прогноз — 2:0.